Педагогика

УМЕНИЙ ТРУДОВЫХ ФОРМИРОВАНИЕ

«Уметь делать» в самом общем смысле значит, что побуждаемый мотивами человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, познавать ее (в т.ч. приобретать необходимые новые знания), правильно ставить цель действий в соответствии с объективными условиями, определяющими ее реальность и достижимость; в соответствии с ситуацией, целью и наличными возможностями определять конкретные средства и способы, в процессе действия усовершенствовать и отработать их и, наконец, достигнуть цели. Естественно, многие конкретные виды деятельности человека, в т.ч. профессиональные, включают в себя лишь часть перечисленных компонентов. Так, чисто исполнительская деятельность предполагает, что цель, средства и способы заданы человеку извне, соответственно познавательные, ценностно-ориен — тировочные и проективные компоненты в значительной мере свернуты. Каждое собственно практическое действие предваряется построением «в уме» его проекта, плана, образа действия. Образ действия включает в себя представления о цели, способах выполнения и контроля действия по промежуточному и конечному результатам. Образ действия формируется самим уч-ся самостоятельно или с помощью объяснения, инструктажа, показа действий обучающим. Результаты действия — как промежуточные, так и конечные — соотносятся (сличаются) с образом действия, и в него вносятся необходимые коррективы (самоконтроль, а также контроль и корректирующие указания со стороны обучающего). Нек-рые отдельные умения могут быть сформированы сравнительно быстро — на основе понимания уч-ся цели и использования накопленных ими в предшествующем личном опыте знаний и навыков. Напр., чтобы научить уч-ся включать сверлильный станок, не требуется длительных упражнений — достаточно показать, как это делается, и провести инструктаж о правилах безопасности труда. Для овладения др. умениями необходимо формирование у уч-ся обширной системы знаний и многократные упражнения. В этом случае совершенствуется вместе со знаниями и навыками. В целом процесс формирования умений можно представить условно в виде следующих этапов:

1.  Первоначальное умение — осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. В действиях ярко выражен характер проб и ошибок.

2.  Частично умелая деятельность — овладение умениями в выполнении отдельных приемов, операций. Уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков. Появление творческих элементов деятельности.

3.  Умелая деятельность — творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения. Овладение умением на уровне тактики трудовой деятельности.

4.  Мастерство — овладение умением на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели — целеполага — ния, творческое использование различных умений в соединении с правильными убеждениями, высокой общественной активностью, с развитым чувством коллективизма и умений работать в производственном коллективе.

Приобретаемые в школе, в среднем профтехучилище трудовые профессиональные умения, к-рые в дальнейшем в процессе трудовой деятельности совершенствуются и обогащаются, становятся качествами личности рабочего. В этом заключается проявление принципа единства личности и деятельности. Поэтому формирование у уч-ся трудовых умений не может рассматриваться как отдельная учебная задача — она неразрывно связана с задачами их идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте