УМЕНИЕ

освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. В совокупности с навыками и знаниями У. обеспечивает правильное отражение в представлении и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Многие авторы рассматривают У. как промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.- л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. У. обычно соотносят с тем уровнем, к-рый на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), к-рое понято уч-ся и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает нек-рые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае к.-л. возникающих трудностей уч-ся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при проверке допущенной ошибки. На этапе У. усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование У. в навык, при этом происходит последующее изменение регуляционной ориентировочной основы действия, а само действие выполняется правильно без непосредственного соотнесения с правилом (знанием). Процесс его выполнения протекает в форме автоматизированного (неосознаваемого) психического регулирования, а обращение к знанию происходит только в случаях затруднений. Типы действий, основанные на использовании различных видов знаний и включенные в те или иные виды деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.), обладают специфическими особенностями в процессе перехода как от знания к У., так и от У. к навыку. Структура деятельности уч-ся по овладению У. может быть представлена как единство следующих компонентов: осознание личной значимости овладения У.; установка на овладение определенными У.; понимание уч-ся обобщенного правила и актуализации знаний, к-рые лежат в основе формируемых У.; раскрытие содержания каждого умения как определенной совокупности действий и операций, его составляющих, и способов выполнения действий; организация практической деятельности и упражнений по овладению У.; контроль за уровнем сформированности У., учет и оценка хода и результатов деятельности. Основные признаки У.: гибкость (способность рационально действовать в разных ситуациях); стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи); прочность (У. не утрачивается в тот период, когда оно практически не применяется); максимальная приближенность к реальным задачам и условиям. У. могут быть действия как практические, так и теоретические. Напр., У. грамотно писать и У. делать грамматический анализ слова в уме; У. правильно собрать электронную или электрическую схему и У. сделать в уме анализ электронной или электрической схемы.

Читайте далее:

Оставьте комментарий

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!