Педагогика

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Педагогически адаптированное содержание основ к.-л. отрасли деятельности (физика, история, литература, музыка). Каждая из отраслей может делиться и делится на У.п. в соответствии с членением самой отрасли и задачами обучения.

 

Так, науки порознь служат основой У.п. в школе; предметы также строятся на основе разных технических профессий. Иногда У.п. представляет сочетание разных отраслей деятельности или профессий (трудовое обучение и др.). Современное стремление к интеграции У.п. приводит к новым и более широким сочетаниям различных отраслей деятельности в одном У.п. С

 

одержание У.п. включает основы или избранные части знаний и действий, характерных для данной отрасли деятельности, вспомогательные знания, содержание, вносимое методами и организационными формами обучения, общения. В У.п. входят логические действия, умственные действия, необходимые для усвоения предметного содержания и организации познавательной деятельности, система ценностей. В разных У.п. все элементы содержания находятся в разных пропорциях. Это привело к появлению нового деления У.п. Обычно их делят на естественнонаучные, гуманитарные и практические (трудовой и военно-физкультур — ной подготовки).

 

Но возможно и продуктивно др. деление. Так, их делят (Л .Я. Зорина, И.К. Журавлев) на:

  • предметы, направленные на изучение основ наук (физика, астрономия, химия, биология, география, история, обществоведение, основы государства и права);
  • предметы, изучающие прикладные дисциплины, в к-рых способы деятельности — главный объект усвоения (черчение, родной и иностранный языки, трудовое обучение, информатика, физкультура, начальная военная подготовка);
  • предметы эстетически-оценочного характера, акцентирующие внимание на эмоциональной сфере (изобразительное искусство, музыка);
  • предметы смешанного характера (математика, литература, этика и психология семейной жизни).

 

У.п., его содержание представляет собой средство введения в деятельность, характерную для данной науки или данной отрасли. Речь идет не только о знаниях по истории, физике или умениях, свойственных токарному делу, но и о способности мыслить категориями этих наук и видов практики, об умении получать знания в этой сфере, осознавать эти способы.

Рубрики