Учимся быть творческими людьми

Учебная программа

Учебная программа

Учебная программа — это содержимое учебного процесса: знания, информация, идеи, навыки и ценности, которые необходимо усвоить учащимся. Есть разница между формальной учебной программой, которой должны следовать все ученики, и неформальной программой — факультативной, включающей занятия в свободное от учебы время. Мой интерес в данном случае заключается в учебной программе в целом, под которой я имею в виду все возможности, обеспечиваемые школой, включая формальную и неформальную учебные программы.

Первая функция учебной программы — организовать знания таким образом, чтобы их можно было преподавать. В школе не учат многим вещам. В большинстве школ, например, не изучают колдовство и некромантию. Одна из функций нашей школы — легитимизировать определенные виды знаний и опыта, а это подразумевает, что другие виды не обладают аналогичной ценностью. По выражению французского социолога Пьера Бурдье, образование определяет различие между «ортодоксальной и еретической культурами».

Учебная программа включает еще одну функцию — управленческую. Школам требуется учебная программа для самоорганизации, чтобы знать, сколько учителей нанимать, какие привлекать ресурсы, как составить расписание, кого куда поставить, когда и в какое время. Учебная программа — это инструмент управления, реализуемый в расписании.

Как обсуждалось на страницах этой книги, принято различать академические и неакадемические предметы. Например, естественные науки, история или математика обычно воспринимаются как академические, а рисование, музыка или театральное искусство — как неакадемические. При таком подходе возникают определенные проблемы. Во — первых, сама идея существования предметов, которая предполагает, что компоненты учебной программы определяются их содержанием; так наука отличается от искусства, потому что подразумевает другое содержание. Мне гораздо больше по душе идея дисциплин. Математика определяется не только пропозициональным знанием. Это сочетание концепций, методов и процессов — и пропозиционального знания. Ученик узнает не только о математике, но и о том, что с ней делать. То же самое относится к музыке, искусству, географии, физике, театру, танцу и всему остальному.

Во-вторых, идея дисциплины также раскрывает динамику междисциплинарной работы. Именно благодаря такой динамике дисциплины постоянно меняют конфигурацию и развиваются. Это и имел в виду лингвист Джеймс Бриттон, когда сказал: «Мы классифицируем с риском для себя. Эксперименты показали, что даже легчайшее прикосновение руки классификатора способно заставить нас видеть членов класса более схожими, чем на самом деле, а объекты из разных классов менее схожими, чем на самом деле. И когда от нас требуется нечто большее, чем просто смотреть, в процессе нашей работы эти ошибки могут превратиться во что-то довольно весомое».

Дисциплины постоянно сливаются, перестраиваются, перекрестно оплодотворяют друг друга и производят новое потомство. Впервые прибыв в свой последний университет, я участвовал в собрании совета профессоров — комиссии, куда входили все преподаватели разных дисциплин в университете. От профессора химии поступило предложение, что университету следует ввести новую должность профессора химической биологии. Совет с умным видом покивал головами и был готов переходить к следующему вопросу, когда профессор биологических наук опротестовал предложение. Он утверждал, что на самом деле университет нуждался в кафедре биологической химии. Как дает понять Бриттон, наши категории знаний должны быть в лучшем случае условными.

Вторая проблема связана с тем, что одни предметы считаются академическими, а другие нет. Это не так. Все вопросы и проблемы можно рассматривать как с академической, так и с других точек зрения. Их можно изучать в дедуктивном или других режимах. Эти процессы можно применять к любым объектам и явлениям: растениям, погоде, поэзии, музыке, социальным системам. Знания генерируются многими путями, не только словами и числами. Не все, что мы знаем, может быть выражено в словах и цифрах, и слова и цифры — далеко не все, что мы знаем. Именно по всем этим причинам школы должны предлагать учебные программы, которые отличались бы широтой и сбалансированностью.

Одно из последствий стандартизации проявляется в том, что учебные программы становятся все более узкими. Во многих школьных системах акцент делается на языки и так называемые основные дисциплины: естественные науки, технологии, математику и инженерное дело — в ущерб искусствам, гуманитарным предметам и физической культуре. Очень важно, чтобы существовал баланс между этими компонентами учебной программы, потому что каждый из них отражает крупнейшие пласты культурного знания и опыта, к которым все мы должны иметь одинаковый доступ. Каждый из них адресован разным областям интеллекта и творческого развития. Способности каждого человека могут заключаться в одной области знаний или в нескольких. Убогая, несбалансированная учебная программа порождает убогое, несбалансированное образование.

Если следовать утверждениям, представленным на страницах этой книги, сбалансированная учебная программа должна давать равный статус и одинаковые ресурсы развитию чтения и счета, естественным и гуманитарным дисциплинам, искусствам и физической культуре. Высокие стандарты развития гуманитарного и технического мышления важны сами по себе и, кроме того, составляют основу освоения многих других дисциплин. Языки и математика предлагают нечто гораздо большее, нежели знание слов и умение считать. Изучение языков должно включать литературу, навыки ораторского мастерства и умение слушать. После того как эти фундаментальные предметы будут усвоены, математика откроет путь к неисчерпаемым областям абстракции и концептуальному языку науки и технологий.

Обучение научным основам играет существенную роль в образовании. Обучение естественным наукам означает доступ к существующим научным знаниям; использование научных методов для проверки гипотез; исследование взаимодействия науки с другими предметами, включая технологию. Научное образование стимулирует понимание доказательств и навыков «объективного» анализа; дает доступ к существующему научному пониманию процессов естественного мира и управляющих им законов; а также обеспечивает возможности для практических и теоретических изысканий, посредством которых существующие знания могут быть подтверждены или опровергнуты. Научное образование также способствует более высоким стандартам научной грамотности: пониманию научных концепций и достижений, сформировавших современный мир, их значимости и ограничений.

Гуманитарные науки дают понимание человеческой культуры. К ним относятся история, изучение языков, религиозное образование и некоторые аспекты географии и социальных наук. Гуманитарное образование расширяет и углубляет понимание окружающего мира, его многообразия, сложности и традиций. Оно стремится расширить наше знание того, что общего у нас с другими человеческими существами, включая тех, кто удален от нас во времени и культуре; а также развить критическое осознание своего времени и своей культуры. Гуманитарное образование включает изучение этих дисциплин, а также использование методологии и процессов для собственных изысканий в области человеческой культуры.

Гуманитарные дисциплины пересекаются с науками и искусствами в разных плоскостях. Пересечение с искусствами состоит в том, что и то и другое изучает человеческое измерение опыта, хотя и различается способом воспроизведения знания и используемыми формами исследования.

Искусства сосредоточены на понимании и выражении качеств человеческого восприятия. Музыка, танец, изобразительное искусство, драма — это наша форма передачи чувств и ощущений, образующих пережитый опыт понимания себя и других. Изучение искусства и обучение видам искусства важны для интеллектуального развития. Искусство иллюстрирует многообразие интеллекта и дает практические способы содействия его развитию. Кроме того, искусство — самый естественный процесс выражения личных чувств и эмоций и их связи с нашими пониманием мира; искусство — одно из ярчайших выражений человеческой культуры. Для понимания других культур нужно узнать их музыку, изобразительное искусство, танец, литературное и драматическое искусство.

Физическая культура непосредственным образом улучшает физическое здоровье и самочувствие учеников. Все мы существа материальные, состоящие из плоти и крови, но существует прочная связь между ментальными, эмоциональными и физическими процессами. Физическая культура может также усилить творческие процессы, способствуя повышению концентрации и гибкости ума. Физкультура и спорт — неотъемлемый элемент многих культурных традиций; они пробуждают сильные чувства и приобщают к новым ценностям как при непосредственном участии в спортивных играх, так и за счет ощущения сопричастности к коллективной деятельности при наблюдении за игрой. Они помогают развивать индивидуальные качества и навыки командной работы, а также учат совместно переживать успех и неудачу в контролируемых условиях. С этой и других точек зрения физическое воспитание играет важную роль, и при сбалансированном подходе к творческому и культурному образованию его значение не ниже, чем других компонентов учебной программы.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: