Термин «оцифровка» знаком и понятен каждому, кто застал эпоху перехода с VHS на DVD-диски. Когда же речь заходит о цифровизации производства, то подразумевается переход промышленных процессов в сферу автоматизации, киберфизических систем и интернета. Цифровое предприятие – это предприятие, адаптируемое под условия настоящего и имеющие перспективы развития в будущем.
Что такое цифровизация производства?
С тех пор как появился термин «цифровое производство», прошло более 25 лет. Технологический прогресс ушёл далеко вперёд и, соответственно, само понятие потерпело существенные изменения.
Изначально цифровыми называли предприятия, на которых удалось добиться автоматизации всех производственных процессов – от этапа подготовки до изготовления итогового продукта. В этом контексте акцент делался на программном обеспечении. Именно ПО упрощало и ускоряло отладку и эксплуатацию программ, предназначенных для осуществления контроля работы оборудования.
На момент 2020 года цифровизация предлагает не только использование последних технологических достижений для улучшения показателей производительности оборудования. Речь также может идти о создании для самого́ изделия либо для процесса его производства цифрового «двойника».
К примеру, прежде чем приступить к изготовлению металлической детали, в программе создаётся её цифровой макет. За его основу берут снятые мерки, физические и химические показатели металла. Затем виртуальная копия проходит через все этапы производства, что позволяет увидеть и просчитать возможные риски, не израсходовав при этом реальных материалов и денежных средств.
Цифровой двойник (Digital twin) – это многоуровневый макет, который может отображать как весь производственный процесс, так и отдельные технологические опции системы.
Сегодня цифровая трансформация промышленности базируется на четырёх столпах:
- сложная IT-инфраструктура;
- концепция промышленного интернета вещей (Internet of Things);
- современная робототехника;
- работа с большими данными (Big Data).
Благодаря цифровизации компании теперь имеют возможность разрабатывать продукты и технологии с минимальными затратами, а также презентовать концепт своего продукта в виртуальном виде.
Сканирование и 3D-моделирование – яркие примеры успешной цифровизации продуктов и технологий. Они существенно поспособствовали развитию инженерии, автомобилестроения и медицины.
Цифровая платформа объединяет все внутренние и внешние, онлайн и офлайн-процессы компании в некое общее виртуальное пространство. Это позволяет не упускать из виду информацию о состоянии рабочих мест, агрегатов и работы сервисных служб. Процесс управления становится значительно проще и нагляднее.
Оцифровка бизнес-процессов. 4 рабочих примера
Автоматизация рабочих процессов значительно повысила эффективность современных бизнес-проектов.
В качестве примера рассмотрим самые востребованные виды цифровизации:
- CRM (управление взаимоотношениями с клиентом) – ПО, автоматизирующее стратегию взаимодействия между организацией и заказчиком. Основная задача – повышение уровня продаж за счёт сбора информации и анализа взаимодействий для улучшения качества обслуживания.
- ERP (планирование ресурсов предприятия) – информационная система для хранения и оптимизации данных, приоритетных для работы бизнеса. Чаще используется компаниями-производителями для отслеживания процесса производства и контроля работы отдела продаж. Реже – дистрибьюторами для управления персоналом и реализации товаров и услуг.
- ECM (управление корпоративным контентом) – комплекс приложений, предназначенный для создания единого информационного пространства предприятия. Упрощает процесс документооборота, в том числе системы ввода и хранения бумажной документации. ECM позволяет пользователю управлять электронным архивом без существенных затрат рабочего времени.
- HR Software (управление персоналом) – ПО, предназначенное для управления кадрами. Автоматизирует отбор и оценку работы сотрудников, рассчитывает систему поощрений и мотиваций, выявляет текущие проблемы на рынке труда.
Первой программой, что превратила персональные компьютеры в инструмент делового документооборота, считается электронная таблица VisiCalc. Она стала цифровой основой для множества более мощных программ-клонов, в том числе и для Microsoft Excel.
Цифровизация промышленности – от истоков до наших дней
Термин «цифровизация» впервые был озвучен в далёком 1995 году. Его автором считается американский информатик из Массачусетского университета Николас Негропонте. Он же сформировал такую концепцию, как цифровая экономика.

Фактически внедрение цифровой технологии в производственные бизнес-модели началось ещё раньше – в 1964 году. Тогда компания IBM выпустила на рынок первое семейство компьютеров с разной степенью производительности, но одинаковым набором команд – System/360. Конечно, для 1964 года это было настоящим прорывом, ведь ранее ПО писалось под конкретное оборудование, и программный код нужно было менять вместе с агрегатом.
Компьютеры System/360 позволяли начинающим компаниям использовать самую недорогую модель и обновляться до более сложных систем по мере роста и расширения бизнеса. Нужды переписывать программное обеспечение при этом больше не было.
На разработку System/360 было затрачено порядка 5 миллиардов долларов. В том году это был самый дорогой научно-исследовательский проект после программы «Аполлон».
В 1981 году общественности был представлен IBM PC. Это позволило компаниям повысить производственную эффективность, а также сделать бизнес конкурентоспособным. А уже через два года, в 1983 году, была создана первая операционная система с набором сетевых протоколов – NetWare от Novell. Это позволило ПК обмениваться данными внутри организации. Рынок труда начал претерпевать изменения, обусловленные технологическим прогрессом.
Что же касается нашего времени, то быстрее всего цифровизация осуществляется в отраслях банкинга, медиа и коммуникаций. Наибольшего прогресса в сфере цифровых технологий достигли такие мировые бренды, как SpaceX, Boeing и General Motors.
Среди соотечественников можно отметить достижения ПАО КамАз, которые в содружестве с Siemens создали несколько систем для мониторинга и управления. Сегодня в России ещё не так много опыта интеграции системами, но над цифровизацией промышленности активно работают следующие проекты:
- «Диспетчер» – отслеживает состояние промышленного оборудования завода и на основе собранных данных предлагает систему оптимизации.
- «Неосинтез» – помогает осуществлять управление объектами промышленного строительства. Объединяет и структурирует всю информацию, оперирует данными на всех этапах строительства объекта.
- Clover Smart Maintenance (платформа интеллектуального анализа данных) – оценивает текущее состояние заводского оборудования и рабочего транспорта. Помогает контролировать качество производства, вовремя распознавать проблемы и отправлять оборудование на ремонт или сервисное обслуживание.
Почему цифровизация производства так важна в 2020 году?
Сегодня технологии цифровизации открывают множество адаптивных инструментов для любого предприятия, необходимых для роста и развития бизнеса.
Переход на цифровое производство важен сразу по нескольким причинам:
- Быстрота обработки данных. Чтобы грамотно использовать уже имеющуюся и новоприбывшую информацию, её необходимо структурировать. Большие данные и искусственный интеллект позволяют просчитать возможное поведение клиента, а затем адаптировать процесс под нужды конкретного заказчика.
- Создание позитивного клиентского опыта. Клиенты ценят индивидуальный подход, быстроту и простоту. Поэтому создание максимально персонализированного контакта между производителем и клиентом – один из самых эффективных способов повысить продажи и получить позитивный клиентский опыт.
- Оптимизация рабочих процессов. При помощи подходящего ПО можно освободить сотрудников от выполнения рутинной, монотонной работы. Это позволит выиграть время для решения более важных задач.
- Большая свобода действий, чем у конкурентов. Благодаря цифровизации можно добиться максимальной гибкости бизнес-процессов. Производство, стоящее на шаг выше отраслевых конкурентов, будет готово к переменам и росту, когда появится такая потребность, а не тогда, когда возникает крайняя необходимость.
Только комплексное и разностороннее использование цифровых технологии может создать ту ситуацию, в которой процент ошибочных действий будет минимальным, а скорость адаптации под изменение внешних условий – максимальной.
Что нужно для успешной цифровой трансформации?
Вице-президент по цифровизации Элина Бойченко ответила на этот вопрос следующим образом:
«Все инициативы по цифровой трансформации производства должны исходить непосредственно от сотрудников предприятия, которые изнутри знакомы с принципами его работы. Им отведена особая роль в процессе успешного перехода на новую, модернизированную цифровую платформу. Инициативные, неравнодушные и прогрессивно мыслящие работники должны иметь возможность беспрепятственно выдвигать любые цифровые инициативы. Только при таких условиях будет возможно вывести производство в состояние максимальной продуктивности».
В этом контексте раскрывается мысль, что успешная цифровизация производства будет возможна только при создании подходящих для этого условий, а именно:
- Мотивация персонала. Ответственные сотрудники должны проникнуться и искренне заинтересоваться идеей цифровизации. Они должны понимать, что это не внедрение новых опций и повышение нагрузки из-за прихоти начальства, а разработка принципиально нового подхода к ведению бизнеса. В перспективе это повысит качество производимой продукции, а соответственно, сделает клиентов довольными, а прибыль – более высокой.
- Адаптация сотрудников. Как показывает практика, самой сложной и времязатратной частью трансформации и перехода на цифровое производство является адаптация сотрудников к видоизменённым условиям работы. Ещё на этапе составления стратегии важно детально продумать обучение персонала.
- Составление стратегии. Какого результата вы желаете достигнуть? Какие технологии для этого нужно будет внедрить? Как именно они поспособствуют развитию предприятия? Ответить на эти вопросы крайне важно, так как цифровая трансформация требует продуманного системного подхода и досконального внимания к деталям.
- Поиск подходящих технологий. Чем более сложные технологии внедряются в производство, тем быстрее сотрудникам и руководству должна поступать информация о ходе работы и актуальном состоянии бизнеса. Особенно это касается предприятий со сложным и многоступенчатым циклом продаж. Необходимо найти именно то решение, которое позволит собрать и структурировать эту информацию в удобном виде.
Большинство цифровых разработок ориентированы не на производителя, а на клиента. Простота, удобство и функциональность обращения определяет успех того или иного решения.
Плюсы и минусы цифровизации производства
Как у любого другого нововведения, у цифровизации промышленности есть свои достоинства и недостатки.
К плюсам можно отнести:
- Стремительный рост производительности труда.
- Эффективное продвижение товаров и услуг.
- «Прозрачность» производства и финансовых операций.
- Мониторинг всего рабочего процесса.
- Ускорение всех промышленных этапов.
- Быстрая адаптация под изменения рынка.
- Оптимизация возможных издержек.
- Исключение посредников.
Что же касается минусов, то они следующие:
- Уязвимость перед теми, кто может завладеть секретами производства и персональными данными сотрудников.
- Рынок труда поменяется ещё сильнее. Люди рискуют лишиться работы из-за исчезновения некоторых профессий. Возникнут проблемы с трудоустройством.
Заключение
Если раньше передовые цифровые технологии использовались исключительно в медицине и военной промышленности, то сегодня они доступны и для бизнеса. Термин цифровизация производства можно растолковать как современный способ обработки и систематизации информации, который поможет преобразовать опыт в новые возможности.
- Использование вычислительной техники в управлении производством
- Компьютерная преступность и компьютерная безопасность
- Контрольная работа по информатике № 4, вариант 2
- Основы применения вычислительной техники в органах внутренних дел
- 1С: Туроператор
- История создания процессора
- Жесткие диски (HDD)