Педагогика

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

технические устройства, помогающие педагогу обеспечивать уч-ся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения и т.д. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью уч-ся и контроля. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры, диапроекторы, эпипроекторы, графо- проекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы). Они постоянно совершенствуются. В школы систематически поступают новые ТСО. Широкое распространение получают в школах обучающие персональные компьютеры, к-рые могут быть использованы в обучении по любым предметам. Персональные компьютеры используются на уроках как эпизодически, так и систематически, в зависимости от целей и методов обучения, а также от технических возможностей самого компьютера. По своим техническим характеристикам персональные компьютеры (ПК) разделяются на современные и морально устаревшие. Перед использованием ТСО уч-ся необходимо научить пользоваться ими. Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у уч-ся интереса к ним, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста уч-ся, учебного предмета и необходимости их использования. Для физико-математических предметов экспериментально определена частота использования ТСО

1:8 (при обучении уч-ся 15-16 лет). Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 мин: уч-ся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на 5 мин) сокращает подг отовительный период с 3 до 0,5 мин, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 мин позже обычного. Использование ТСО с интервалом между 15-й и 20-й мин и между 30-й и 35-й мин позволяет поддерживать внимание уч-ся практически в течение всего урока. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у уч-ся уже к 30-й мин возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте