Концепция программированного обучения

1343274835_usloviya-ispolzovaniya-tehnologii-veb-20-vebinarov-v-uchebnom-processe

активно разрабатывалась в 60-е гг. XX в. Это обучение, в процессе к-рого осуществляется усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (обучающая машина, ЭВМ или программированный учебник). Сущность программированного обучения заключается в разделении учебного материала на определенные взаимосвязанные «дозы» и их последовательное предъявление обучаемым. Причем переход к изучению последующих доз материала осуществляется только после усвоения предыдущих. Основными элементами программированного обучения являются: специальная программа учебного материала, а также логически и психологически обоснованная, сравнительно жесткая последовательность деятельности обучающего и обучаемых. Достоинства программированного обучения: индивидуализация обучения; сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности обучаемых; большая самостоятельность и активность обучаемых; наличие продуктивной обратной связи между руководителем занятия и обучаемыми. Однако следует иметь в виду, что программированное обучение эффективно лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации. В настоящее время в русле теорий программированного обучения идет активная разработка компьютерных технологий. Применение средств электронно-вычислительной техники в учебном процессе позволяет осуществлять справочно-информационное обеспечение учебных занятий, определенную логику представления учебного материала, создание ситуации выбора правильного ответа из совокупности предлагаемых или его формулирование и ввод в ЭВМ для сравнения с эталоном. Как показывает практика, наиболее приемлемым для применения в учебном процессе является использование автоматизированных учебных курсов (АУК) по отдельным учебным дисциплинам. Как правило, АУК разрабатывается в виде интегрированной системы на базе персональных ЭВМ и состоит из ряда подсистем: информационной, представляющей собой методически обработанную совокупность информации по содержанию учебной дисциплины; моделирующей, содержащей совокупность загрузочных модулей, позволяющих реализовать различные варианты выбора ответов (решений); справочной, содержащей необходимую справочную информацию по основным понятиям и характеристикам изучаемой дисциплины; подсистемы контроля, реализующей различные варианты планов контроля уровней знаний обучаемых; управляющей подсистемы, поддерживающей «дружественный интерфейс» пользователя и обеспечивающей различные стратегии работы обучаемых с АУК.

Разработка и внедрение компьютерных технологий обучения требуют научного психолого-педагогического обеспечения, что сильно препятствует использованию программированного обучения. Прежде всего необходимо обоснованное определение места автоматизированных систем обучения в учебном процессе, выбор тех направлений, где эффект от их применения будет максимальным. Целесообразно также привлечение инженерно-технического персонала, программистов и психологов к совместной подготовке учебного материала. Существенный выигрыш могут дать разработка и использование электронных учебников по фрагментам тех занятий, где по своим дидактическим возможностям компьютерные средства наиболее приемлемы. В настоящее время эти проблемы являются предметом серьезных исследований психолого-педагогических и др. наук. В то же время, несмотря на недостаточную научную разработанность компьютерных технологий, их применение в педагогической практике находит все более широкое применение. Это объясняется тем, что в процессе обучения на компьютерные средства могут возлагаться такие функции, как: отображение объектов изучения (систем, процессов, явлений и ситуаций) в наглядно-образных моделях с их вариацией по запросу обучаемого или руководителя занятия; имитация реальных ситуаций и результатов действий обучаемого при освоении приемов воздействия на них с применением специальных средств; поддержка принятия решения в учебных ситуациях и предшествующее осуществлению осведомление обучаемого о его возможных результатах; оперативная проверка, корректировка формируемых у обучаемых знаний, умений и навыков; освобождение обучаемых от трудоемкой, рутинной работы, связанной с выполнением громоздких вычислений, поиском источников информации, конспектированием учебного материала и др.

Читайте далее:

Оставьте комментарий