Педагогика

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Первые попытки описания психического развития относятся к очень древним временам. Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Однако собственно научный подход к изучению психического развития человека стал возможным на основе эволюционного учения Ч. Дарвина. На всем протяжении развития эволюционного учения в нем боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твердым законам, обусловленным действием врожденной программы, и другая, для к-рой развитие — результат воздействий внешней среды, приводящих к появлению качественно нового. Если в первом случае индивидуальное развитие — это просто рост, развертывание изначально имеющихся в организме задатков, то во втором развитие — это всегда возникновение нового, образование разнородного из однородного, последовательное возникновение частей и органов в процессе развития. Дискуссия о том, что такое развитие, как оно осуществляется и что является его результатом, продолжается по сей день.

Можно выделить две основные т.зр.:

1. Эволюция — развертывание уже существующих задатков. При этом развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков — такова т.зр. Л.С. Берга (1977), автора теории номогенеза. В эволюции факторы чистой случайности прочно закреплены факторами активного программирования, полагал Н.А. Бернштейн (1965).

2. Эволюция есть процесс создания совершенно нового. Такую мысль высказал А. Бергсон. «Мы, конечно, не считаем, что в живой природе существует сознательное стремление к совершенству. Однако мы выражаем мысль о том, что в живой системе существует физическая тенденция усложнять свои функции и структуры», — подчеркивает К.С. Тринчер (1965).

Имеющиеся научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономерностей заставляют нас не противопоставлять эти т.зр., а пытаться согласовать их между собой. Ведь человек — это продукт не только эволюции природы, но и истории общества. Более того, живя в обществе, каждый из нас выстраивает свой индивидуальный жизненный путь. Поэтому правильное понимание психического развития человека не может быть осуществлено в рамках одной из противоборствующих концепций.

Подобное понимание хода эволюции наложило отпечаток и на содержание Т.п.р. Одни теории делали акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития, другие — на экзогенных (внешних). Кроме того, в рамках разных теорий внимание их авторов концентрировалось на различных сферах психического развития. Напр., Ж. Пиаже объяснял ход интеллектуального, a JT. Колберг — нравственного развития человека. Т.о., при классификации Т.п.р. следует использовать два параметра: во-первых, это источник, движущая сила развития, а во-вторых — область, сфера развития.

А.Г. Асмолов (1998), анализируя возможные теоретические подходы, объясняющие развитие человека, выделяет три основных, в к-рые укладывается множество отдельных концепций и теорий.

Во-первых, это биогенетический подход, в центре внимания к-рого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенети — ческими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга органические побуждения и др).

Во-вторых, это социогенетический подход, представители к-рого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций…» К этому направлению, по-видимому, можно отнести и теории научения (В. Скиннер, А. Бандура), согласно к-рым приобретение человеком разнообразных форм поведения происходит путем научения.

Представители персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».

К названным А.Г. Асмоловым подходам следует добавить теории когнитивного направления, они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипичес — кую программу и условия, в к-рых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только развертыванием генотипа, но и социальными условиями, благодаря к-рым происходит когнитивное развитие ребенка.

В целом следует отметить условность такого деления, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.

Рубрики

Партнеры: