ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие. Вследствие этого периодически (обычно с интервалами в 10 — 15 лет) проводятся реформы образования. В XX в, российская система образования реформировалась около 10 раз. В настоящее время начинается новый длительный этап ее реформирования. Каковы же ведущие тенденции и направления этих преобразований?

Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в к-ром процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми. Конкретно приоритетами образования для модернизации общества должны быть:

1.  Облегчение социализации в рыночной среде через формирование соответствующих ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.

2.  Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей.

3.  Поддержка вхождений новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должны занять центральное место коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.

4.  Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение наркомании, рост кри — миногенности, в молодежной среде. Вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью. Особая роль спецобразования.

5. Реализация ресурса свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.

Организационной основой новой реформы образования является постепенный переход на 12-летний срок обучения в средней школе, к-рый должен быть завершен к 2010 г. Реформа, по сути дела, началась в 2000/01 учебном году переходом всей начальной школы на 4-летний срок обучения детей, начиная с шестилетнего возраста. Реформа предполагает восстановление массового дошкольного образования, рассматриваемого как часть общего образования, к-рое будет осуществляться по гибким программам. Посещать детский сад можно будет не каждый день, а только 2-3 раза в неделю.

Существенно должно измениться содержание основного и среднего общего образования, предполагающее:

—  усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования, что будет реализовано через увеличение относительного объема предметов социально-гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы, общественного устройства, иностранные языки должны преподаваться в объеме, достаточном для полноценной гражданской деятельности выпускников школы);

—  повышение практической ориентации общего среднего образования на основе достижения оптимального сочетания фундаментальных и практико-ориентирован — ных знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей, мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; резкое увеличение роли коммуникативных дисциплин, прежде всего информатики и иностранных языков;

—  дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингента уч-ся (от одаренных детей до детей с проблемами), а также формирование индивидуализированных программ и графиков обучения применительно к персональным особенностям и способностям каждого ученика.

Реформа предполагает отработку структуры старшей ступени школы с возможностью профильного обучения для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности. Основные профили: гуманитарные дисциплины и науки о человеке; социально-экономические дисциплины; точные науки и информатика; естественные науки, физические и химические технологии; техника и инженерное дело; агрокомплекс и агротехнологии; искусство.

Реформа предполагает решить следующие задачи:

—  устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, к-рые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности;

—  изменить методы обучения, расширяя вес тех из них, к-рые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; повысить роль самостоятельной работы школьников и студентов;

—  ввести уже в средней школе необходимую базовую подготовку по прикладной информатике, в полной средней школе — по специализированным прикладным программам;

—  обеспечить рабочее знание как минимум одного иностранного языка всем выпускниками полной средней школы.

Осуществление реформы должно превратить образование в одну из приоритетных областей политики нашего государства. Решать же конкретные задачи придется тем, кто сегодня пришел в студенческие аудитории и будет создавать психологическое обеспечение реформы.

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Adblock
detector