Педагогика

СТРЕСС

состояние большого психического напряжения, возникающее у человека и животных в наиболее сложных, трудных условиях в ответ на экстремальные воздействия. Теория С. была разработана канадским биологом и врачом Г. Селье (1907-1982). Согласно этой теории, под воздействием стрессорных стимулов на психику человека развертывание событий происходит в такой последовательности: после воздействия стрессора от коры головного мозга импульс поступает в гипоталамус (центр эмоций), затем происходит стимуляция нервной системы, и в результате раздражается мозговое вещество надпочечников, к-рое увеличивает отдачу адреналина в кровь. Адреналиновая секреция стимулирует сердечную деятельность, повышает обменные процессы и т.д. Когда на психику человека выпадает сильная нагрузка, она проходит три стадии. Вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает, обретает «второе дыхание» и в конце концов все же теряет силы и вынужден прекратить работу. Ресурсы организма, к-рые человеку помогали первое время, Г. Селье назвал «адаптационной энергией». В состоянии С. нарушаются прежде всего сложные действия и интеллектуальные процессы, тогда как простые обладают относительно большой устойчивостью. Отрицательное влияние С., напр., в деятельности уч-ся выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений и т.д. Положительные эффекты С. выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т.д. Устойчивость к С., сохранение эффективности деятельности в напряженной ситуации определяются прежде всего высоким уровнем профессионального мастерства, направленностью личности, мотивами поведения, готовностью к активным действиям, а также умением быстро улучшить свое самочувствие с помощью приемов аутогенной тренировки.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте