СПОСОБНОСТЕЙ ВИДЫ

К сожалению, в психологической науке отсутствует единая типология способностей. Для их классификации чаще всего используют несколько критериев. Так, по диапазону видов деятельности, успех к-рых обеспечивают те или иные способности, последние подразделяются на общие и специальные. Общие умственные способности необходимы для выполнения не к.-н. одной, а многих видов деятельности. Они отвечают требованиям, к-рые предъявляет целый ряд родственных деятельностей. Однако не существует единого мнения психологов по данному вопросу. Так, А.В. Петровский в своем «Введении в психологию» (1995) под общими и специальными способностями понимает соответственно более общие и специальные качества личности. В структуре способностей нек-рых индивидов, по мнению автора, эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. К числу таких общих качеств (способностей) личности, согласно А.В. Петровскому, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей, по И.П. Павлову. Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа — преобладание абстракций, логических построений, теоретизирования. Принадлежность человека к художественному типу ни в коей мере не может свидетельствовать о том, что он фатально предназначен для деятельности художника. В.А Крутецкий также различает общие умственные способности и специальные способности. Под общими умственными способностями он понимает такие способности, к-рые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. К общим умственным способностям автор относит, напр., такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. Специальные способности, по его мнению, — это способности, к-рые необходимы для успешного выполнения к.-н. одной определенной деятельности — музыкальной, изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д. Р.С. Немов, используя разные критерии классификации, считает, что в первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Согласно его взглядам, многие из природных способностей являются общими у человека и животных, особенно высших, напр. у обезьян.

Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к примитивным коммуникациям на уровне экспрессии. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Р.С. Немов, пожалуй, справедливо отмечает, что в психологии до сих пор преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют, пожалуй, не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения и социального статуса. Без владения речью как средством рационального общения, напр., без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки и дела, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

В российском «Психологическом словаре» (1997) отмечается также отсутствие единой типологии способностей, использование для их классификации различных критериев. По критерию психических функциональных систем способности разделяют на сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные; по критерию основного вида деятельности — на научные (математические, лингвистические, технические и пр.), творческие (музыкальные, литературные, художественные); и т.п. Кроме того, как уже отмечалось выше, различают общие и специальные способности. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость.

Вопрос о классификации способностей своеобразно решается В.Д. Шадриковым, выделившим познавательные, сенсомоторные и духовные способности (1994). Определение способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, позволило ученому, в свою очередь, подойти к классификации познавательных способностей на основе традиционного разделения познавательных психических процессов. Речь идет о способностях ощущения, восприятия, памяти, представления, фантазии, мышления, внимания.

Добавить мысль

Рубрики