Педагогика

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

первая и вторая С.с. как способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства к-рого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (первая С.с.), либо представленных в знаковой системе языка (2-я С.с.). Термин введен И.П. Павловым для характеристики различий между сигнальной деятельностью головного мозга животных и человека и выявления специфически человеческих типов в.н.д.

При относительном преобладании 1-й С.с. складывается художественный тип личности, при преобладании 2-й С.с. — мыслительный. 2-я С.с. возникает в историческом развитии общества как «чрезвычайная прибавка», вносящая новый принцип в работу ЦНС, поскольку позволяет в процессах труда и речевого общения отображать мир в обобщенной (понятийной) форме. 2-я С.с. взаимодействует с 1-й С.с. и образует совместно с ней качественно новое целое.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте