Учимся быть творческими людьми

Школьное расписание — не помеха творчеству

Школьное расписание - не помеха творчеству

Расписание, распорядок дня — эти инструменты обычно используются руководством для организации времени и ресурсов. Теоретически цель расписания — содействовать обучению. На практике результат часто оказывается прямо противоположным. Жесткость большинства школьных расписаний занимает главное место во всей школьной культуре. Вместо гибкого графика занятий, соответствующего требованиям преподавания и обучения, ученики и учителя вынуждены двигаться по рельсам жестко фиксированного расписания. Уроки ограничены временем, независимо от вида деятельности, и объединены в блоки, повторяющиеся еженедельно. Но ведь разные процессы требуют разного количества времени. Практиковать язык лучше всего с помощью кратковременных, но частых периодов погружения; работа над групповыми проектами в науке и искусствах требует более продолжительных по времени занятий. Расписание должно учитывать эти различия. Еще одна причина, по которой необходимо пересмотреть расписание, — это зависимость детских сил от времени дня; расписание должно это учитывать.

По некоторым свидетельствам, суточные биоритмы подростков отличаются от биоритмов взрослых. Нейробиолог Рассел Фостер, руководитель отделения нейробиологии суточного цикла в Оксфорде, провел серию экспериментов по исследованию памяти учеников подросткового возраста в Монкситонской средней школе в Северном Тайнсайде в Великобритании. Его исследования показывают, что мозг подростка на два часа отстает от времени взрослых. Биологические часы ребенка перестраиваются, когда он вступает в переходный возраст. Подростки встают позже, не потому что так ленивы, а потому что. они на это биологически запрограммированы. Пол Келли, директор Монкситонской школы и автор книги «Making Minds», считает, что продолжительная необходимость рано вставать «превращает подростков в зомби» и что разрешение начинать уроки в одиннадцать утра оказало огромное влияние на учебу.

По мнению Келли, лишение подростков сна может влиять на их психическое и физическое здоровье и соответственно на обучение. Чтобы понять это, не нужно быть ученым; ранний подъем приводит к повышенной раздражительности и резким перепадам настроения. Неправильное расписание способствует депрессии, набору лишнего веса и снижению иммунитета. Келли утверждает: «Ранний подъем влияет на всех подростков, начиная примерно с одиннадцати лет и до студенческого периода, а иногда и позже. Согласно исследованиям, мы сами создаем подростков такими, какие они есть, и с этим нужно что-то делать». Он ставит перед собой цель в ближайшем будущем изменить ритм и распорядок всего рабочего дня школьника.

Непосредственным результатом исследования Келли стало появление так называемого распределенного обучения, или обучения с перерывами (Spaced learning); по этой методике учитель ведет урок блоками с несколькими десятиминутными перерывами для двигательной активности. Во время эксперимента по распределенному обучению школьники успешно справились с 90 процентами заданий по физике в течение пары, состоящей из двадцатиминутных блоков и десятиминутных перерывов на физические упражнения, причем ученики заранее не готовились к этой работе.

Некоторые школы привлекают учеников к радикальному переосмыслению расписания и культуры образования в целом. Школа «Садбери Вэлли» была основана в 1968 году во Фремингеме, в Массачусетсе. Эта частная школа для детей от четырех до девятнадцати лет построена на двух принципах: образовательная свобода и демократическое управление. В этом отношении она занимает свое место в давней традиции демократических школ, включающих экспериментальную школу «Саммерхилл», основанную в 1921 году А. С. Нейлом в Лейстоне, в графстве Суффолк, в Англии. В «Садбери Вэлли», как в Саммерхилл, ученики несут полную ответственность за свое образование. Школа действует на условиях полной демократии при равенстве учеников и персонала.

Ученики всех возрастов сами решают, что они будут изучать, когда и где — заниматься. Такая свобода «составляет сердце школы; она принадлежит студентам как неотъемлемое право». Фундаментальный принцип состоит в том, что «от природы все люди любознательны; наиболее эффективное, продолжительное и глубокое обучение происходит, когда ученик сам к нему стремится и сам за него отвечает; все люди творческие, если им позволяют развивать их уникальные таланты; объединение в группы разновозрастных детей способствует равному развитию всех учеников; свобода жизненно необходима для появления личной ответственности». На практике учащиеся сами начинают свою деятельность и создают свою среду.

Взрослые и ученики всех возрастов общаются друг с другом совершенно свободно. «Повсюду в школе можно увидеть учащихся — беседующих, читающих или играющих. Кто-то занимается в студии цифровых искусств, редактируя отснятое им самим видео. Почти повсюду можно встретить учащихся, которые создают музыку того или иного стиля, причем для этого имеется несколько специально отведенных мест. Кто-то учит французский, биологию или алгебру. Одни сидят у компьютера, другие занимаются административной работой в офисе, играют в шахматы, репетируют пьесу, участвуют в ролевых играх. В кабинете рисования рисуют, в других кабинетах вышивают, пишут красками, работают с глиной на гончарном кругу или без него». Организация обучения строится на том принципе, что физическое пространство и оборудование предназначены для того, чтобы ученики пользовались ими при необходимости: «Школа обеспечивает условия, в которых все независимы, всем доверяют и относятся ко всем как к ответственным людям; школа также представляет модель общества, в котором ученики сталкиваются с разнообразными проблемами, возникающими в демократии прямого участия».

«Садбери Вэлли» и «Саммерхилл» — это не изолированные эксперименты. Десятки школ в более чем тридцати округах основаны на подобных принципах. Хотя в основном это частные школы, они представляют собой часть растущего движения по всему миру, направленного на привлечение учеников к непосредственному планированию своего образования и на воплощение в практику принципов демократии, на которой система общественного образования изначально была основана.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики