САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой. В процессе С.р.у. уч-ся выступает как активная творческая личность, как созидатель своей культуры, эрудиции, готовности к будущей деятельности. Активность личности уч-ся проявляется в постановке целей самостоятельной работы, ее планировании, определении способов, самомобилизации и самоконтроле, оценке результатов. С.р.у. требует интенсивного мышления, решения различных познавательных задач, ведения записей, осмысливания и запоминания учебной и др. информации. С.р.у. – важный фактор теоретической и практической подготовки уч-ся к предстоящей деятельности, формирования необходимых знаний, умений, навыков, нравственно- психологических качеств. В современных условиях возросло значение ответственности самого уч-ся как за свою учебную деятельность, так и, прежде всего, за развитие своего кругозора, знаний, как конкретно-предметных, так и общего содержания. Именно стремление к самостоятельному приобретению знаний должно всемерно поощряться во всех системах образования.

Эффективность С.р.у. зависит от многих внешних и внутренних факторов: содержания и сложности ее задач, руководства со стороны старших товарищей, уровня знаний и общего развития обучаемых, их интеллектуальных навыков и умений, мотивов и установок, способов и приемов учебной деятельности и т. д. Центральным условием эффективности С.р.у. является глубокое осознание ее целей и способов, осознание самого себя как личности, к-рая сама направляет, организуют и контролирует процесс учения, устанавливает, исходя из современных требований к специалисту, положительные его стороны и недостатки.

С.р.у. подразделяется на 4 уровня: а) копирующие действия уч-ся по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом (на этом уровне происходит подготовка уч-ся к самостоятельной деятельности); б) репродуктивная деятельность по воспроизведению учебной информации, не выходящая, как правило, за пределы уровня памяти (на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач);

в) продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы типовых, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам, к элементам творчества; г) самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработке гипотетического аналогового и диалектического мышления.

П.И. Пидкасистый выделяет следующие типы С.р.у.: самостоятельные работы по образцу, реконструктивные самостоятельные работы, вариативные самостоятельные работы на применение понятий науки и творческие самостоятельные работы. Работы первого типа выполняются уч-ся всецело на основе образца, подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности уч-ся не выходит в этом случае за рамки воспроизводящей деятельности. На уроках русского языка уч-ся, напр., представляют несколько предложений, а они самостоятельно должны определить, где знаки препинания расставлены правильно; или на доске пишутся несколько слов на одно и то же грамматическое правило, а уч-ся должны найти правильно и неправильно написанные слова; или требуется подобрать примеры, подтверждающие то или иное грамматическое правило. В курсе математики самостоятельными работами по образцу являются многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями, готовыми чертежами. При выполнении реконструктивных самостоятельных работ в учебной деятельности уч-ся интеллектуальные и практические действия протекают уже в плане реконструирования, преобразования структуры учебных текстов и наличного опыта решения задач, предлагаемых педагогом для самостоятельного выполнения их уч-ся. Характерным признаком этого типа работ является то, что уже в самом задании обязательно сообщается общая идея (принцип решения), а уч-ся необходимо развить ее в конкретный способ (или способы) решения применительно к условиям задания (структуре объекта изучения). Напр., на уроках русского языка при изучении темы «Причастный оборот» предлагаются следующие виды работ: 1. Перестроить следующие предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова: «Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребренные инеем деревья. Прижались к земле запорошенные снегом кусты. Молчит уснувший надолго лес». 2. Сопоставить устно в приведенных выше предложениях интонацию причастного оборота, когда определяемое слово стоит перед и после причастного оборота. 3. а) подобрать к существительным (лес, деревья, снег и др.) эпитеты-причастия; б) подобрать примеры с действительными и страдательными оборотами речи в пословицах и поговорках: «Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд. Пропущенный час годом не воротишь»; в) составить устный рассказ с этими и др. пословицами и поговорками, содержащими в себе действительные и страдательные обороты речи.

При выполнении самостоятельных работ вариативного типа: а) познавательная активность и самостоятельность уч-ся выражается в проводимых им обобщениях при анализе проблемной ситуации, в отделении существенного от второстепенного и нахождении способа решения в рамках решения соответствующей задачи (т.е. не сводится к актуализации усвоенных знаний и преобразующему воспроизведению известных способов решения), б) уч-ся привлекает и варьирует в ходе решения задач в основном элементы своего формализованного опыта, однако соответствующие знания обычно употребляются в существенно новой функции, благодаря чему возникает продуктивный процесс получения новой информации; отсюда следует, что при выполнении работ этого типа идет накопление уч-ся нового опыта деятельности на уровне овладения элементарными методами исследования в отдельно взятых учебных дисциплинах, закладываются основы выработки умений переноса этих методов на более широкий круг родственных дисциплин. Так, в математике специфический метод познания – установление, измерение количественных отношений между объектами реальной действительности. Овладевая этим методом, уч-ся с его помощью приобретает умение оперировать математическими категориями меры, количества, величины, пространства и т.д., научается вычленять сущность вопроса, отвлекаться от несущественных деталей, вырабатывает у себя умение строить такую схему явлений, в к-рой сохранено только то, что нужно для математической трактовки вопроса, а именно: отношения принадлежности, порядка и меры пространственного расположения. В обучении русскому языку вариативные самостоятельные работы должны создавать у уч-ся необходимость выделять в словах языка звук или сочетания звуков, рассматривать языковые объекты как части речи или как члены предложения и др.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности уч-ся проявляется в ходе выполнения им творческих самостоятельных работ, где предполагается уже непосредственное участие школьника в производстве принципиально новых для него знаний, ценностей материальной и духовной культуры. Задания во всех видах творческих работ содержат условия, стимулирующие возникновение проблемных ситуаций, к – рые можно создать на уроке различными способами. В качестве примера проявления творчества в деятельности ученика при изучении истории приведем содержание задачи для 5-го класса: «Известно, что древнейший человек изготовлял ручное рубило из твердых пород камня и пользовался им для поражения диких зверей и обработки их шкуры. Что должен был знать древнейший человек, поскольку он изготовлял ручное рубило и пользовался им?»

Уч-ся сначала определяют форму и свойства рубила с целью создания рубила. Затем уч-ся вынуждены включить в процесс решения новое звено, к-рое в исходных сведениях не было дано. Этим звеном служит суждение о том, что поскольку рубило изготовляют сознательно, т.е. его форма и свойства были приданы каменному осколку целенаправленно, то, следовательно, знания о конечном результате рабочих операций предшествовали и сопутствовали рабочим операциям. Поэтому, зная рабочую операцию и ее цели (по результатам), можно определить знание, присущее создателям орудия труда.

Читайте далее:

Оставьте комментарий