Педагогика

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

1) система знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам; 2) первый этап трудового воспитания ребенка. Простейшие навыки индивидуального С. дети приобретают еще в дошкольном возрасте. Сразу же вслед за тем, как ребенок начинает ходить и произносить первые слова, можно и нужно начинать постепенно вырабатывать у него умение самостоятельно одеваться, умываться, есть, убирать свои игрушки и т.п. Выработка этих первичных трудовых навыков и умений — сложный и длительный процесс. Родителям и воспитателям не следует бояться, что у ребенка многое долго не будет получаться или будет получаться плохо. Их помощь ребенку с самого начала должна быть ненавязчивой, тактичной, не стесняющей самостоятельности ребенка и не подрывающей его веры в свои возможности и силы. Поступив в школу, ребенок должен поддерживать в чистоте и порядке свое рабочее место в школе и дома, бережно сохранять учебники и тетради. Уборка жилой комнаты и участие в коллективной уборке класса, выполнение несложных хозяйственных поручений, уход за цветами и домашними животными, изготовление наглядных пособий для школы — эти и др. дела становятся привычными уже для младших школьников. В дальнейшем растет не только объем трудовых дел, но и самостоятельность детей, их ответственность за порученную работу, творческое отношение к труду. К труду по С. приучаются как девочки, так и мальчики. С., проводимое на основе единых педагогических требований, широкого самоуправления и соревнования уч-ся, способствует приобретению детьми трудовых умений и навыков, развивает у них чувства долга и постоянной заботы о своем коллективе, об окружающих, воспитывает любовь и уважение к труду на общую пользу, умение и потребность во всем обходиться без «нянек». В воспитании навыков С. большое значение имеет согласованность требований, предъявляемых к детям семьей и школой.

Рубрики

Партнеры: