РЕЧЬ

исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по правилам данного языка (русского, английского и т.д.), к-рый представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Р. осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык. Р. и язык современного человека — результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р.; благодаря Р. (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Вне Р. немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей, Р. становится основным механизмом их мышления. Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без Р. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др. форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Р. тесно связана и со всеми др. психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль Р. и в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т.д. Рассматривая Р. как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психологи выделяют две неразрывно связанные функции Р. — общения (коммуникативная функция) и мышления (речемыслительная функция). Принята дифференциация Р. на несколько видов: устная, письменная, внутренняя, автономная, дактиль — ная, эгоцентрическая, жестовая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий