Развитие предметной деятельности в раннем возрасте

В отечественной психологии действия ребенка с предметами анализируются через понимание предмета как культурно заданного и содержащего в себе соответствующие действия взрослого. Правда, исследователи расходятся в мнении относительно категоризации манипулятивных действий. Отдельные авторы относят их к игровым, усматривая в манипуляционной активности зачатки игрового использования предметов, другие считают действия с предметами лишь упражнениями в оперировании вещью. Ясность вносит Д. Б.Эльконин, который показал, что в предметных действиях вызревают и дифференцируются новые виды деятельности. «Предметное действие, по крайней мере в самом начале его формирования в раннем детстве, двойственно по своей природе. Оно, с одной стороны, содержит общую схему, а с другой — операционно-техническую сторону, которая должна учитывать физические свойства предмета.

Из этой двойственности предметного действия и несовпадения усвоения этих двух его сторон (назначение действия и общая его схема усваивается раньше, а техническая сторона действия — и позднее, и значительно дольше) возникают две различные деятельности. Одна — это практически утилитарная деятельность, в которой при данном значении предмета существенно важными являются операции осуществления. В такой практической деятельности и происходит ориентация на свойства предмета, их выделение и прилаживание к ним отдельных операций. Вторая — это деятельность со значениями вещей, с общими схемами их использования применительно ко все более и более разнообразным ситуациям. Деятельность с предметами только по их значению и есть предметная игра детей раннего детства» [88]. Довольно типичной является следующая ситуация.

Двухлетний Никита очень любит помогать взрослым в разных делах по дому, например накрывать на стол. Старшая сестра – девятилетняя Аня – каждый раз ворчит, когда ей поручают какую-нибудь работу, а брат приходит в восторг от «взрослых» поручений. Он все время оборачивается на взрослого: видит ли тот, что Никита помогает. А выполнив какую-то «<работу», мальчик с нетерпением ждет похвалы и рассказывает всем членам семьи о своих достижениях. Сестра не разделяет его радости, ведет себя холодно: ну и что, я тоже помогаю, ничего в этом особенного нет. Никита начинает плакать, и только дополнительная похвала мамы может его утешить.

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Adblock
detector