Педагогика

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой им задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную Р. В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны следующие стадии Р.: врабатывание, оптимальная Р., некомпенсируемое и компенсируемое утомление, конечный «порыв». Выделение этих стадий основывается гл.обр. на показателях внешней результативности деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р. может варьировать вплоть до полного выпадения нек-рых из них. Характер распределения стадий на кривой Р. — один из показателей оптимальной организации трудовой и учебной деятельности.

Рубрики

Партнеры: