Педагогика

ПСИХОЛОГИЯ

наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Как систему проверенных знаний П. знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений П. знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воображения, внимания, воли, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у др. людей. В научном употреблении термин «П.» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, к-рая занималась изучением т.н. душевных, или психических, явлений, т.е. таких, к — рые каждый человек легко обнаруживает в собственном J сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включая в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг к-рых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «П.» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. С XIX в. П. становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения П.? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, напр., как ощущения и восприятия, внимание и намять, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Др. явления регулируют его общение с др. людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, П. изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования психических явлений от них. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются раздельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая П. и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе к-рых строится и по к-рым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, к — рую он играет в обществе, от видов деятельности, в к — рых непосредственно участвует.

Основные отрасли П.: общая, возрастная, педагогическая, дифференциальная, зоопсихология, инженерная, космическая, медицинская, нейропсихология, психогенетика, психогигиена, психолингвистика, психометрия, психосемантика, П. искусства, П. науки, П. пропаганды, П. творчества, П. труда, П. спорта, П. управления, патопсихология, психотерапия, психофизика, психофармакология, психофизиология, социальная П., сравнительная П., экономическая П., экологическая П., юридическая П., специальная П., этническая П., этология.

Рубрики

Партнеры: