Педагогика

ПРИПОМИНАНИЕ

умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. П. выступает как произвольная форма воспоминания. П. зачастую является активным мыслительным процессом, требующим значительных усилий. Ушинский был прав, когда характеризовал П. как «труд, и притом нелегкий». Опираясь на промежуточные, иногда очень отдаленные связи, мы путем рассуждения восстанавливаем забытое и делаем это тем успешнее, чем ближе подводят нас промежуточные связи к тому, что припоминается. Следует иметь в виду, что продолжительная сосредоточенность на одних и тех же промежуточных звеньях, к-рые не ведут к воспроизведению, может вызвать сильную отрицательную индукцию, торможение др. связей, необходимых для П. В таких случаях бывает полезно прервать П., отвлечься от него, и тогда, после прекращения отрицательной индукции, начнут актуализироваться др. связи, в результате чего забытое может вспомниться внезапно, как бы само собой. Это явление часто наблюдается при П. имен, фамилий, названий и т.п. П. как развернутая, целенаправленная деятельность имеет важное значение в процессе обучения. Успех П. зависит прежде всего от правильного понимания уч-ся заданного ему вопроса. Неправильное понимание вопросов (а тем более постановка «сбивающих» вопросов) направит уч-ся по ложному пути, не приведет к П. нужного материала. П. затрудняется также при утомлении, равно как и в тех случаях, когда уч-ся взволнован, боится за свой ответ, неуверен в себе.

Рубрики

Партнеры: