Принцип 5. Творчество находит удовольствие в сотрудничестве

Принцип 5. Творчество находит удовольствие в сотрудничестве

Творческие группы динамичны. Объединение в одной команде людей из разных отраслей еще не гарантирует творческой работы. Многообразие будет препятствием на пути к новаторству, если у групп не будет таких рабочих процессов, в которых различия становятся силой, а не слабостью. Сотрудничество лежит в основе творческих процессов компании Pixar. Сотрудничество, как замечает Рэнди Нельсон, не то же самое, что взаимодействие. Взаимодействие требует лишь определенной синхронизации усилий работников. Они могут решать совершенно разные задачи и в разное время, при этом взаимодействуя и поддерживая работу друг друга. Таков типичный образ действий промышленного конвейера и типичный формальный подход к решению административных задач.

Сотрудничество подразумевает, что люди вместе участвуют в одном процессе, а их совместный труд влияет на суть работы и ее результаты. По мнению Рэнди Нельсона, сотрудничество — это импровизация, в основе которой лежат два важных принципа. Во-первых, все участники «принимают все предложения». Цель — не отвергать вклад других людей, но использовать его для созидания. Этот процесс называется суммированием. Во-вторых, говорит Нельсон, «всегда поступайте так, чтобы представить своих коллег в выгодном свете». Цель — не критиковать чужую работу, но взять из нее самое совершенное и тем самым улучшить общий результат.

Творческий порыв любого человека легко подавить деструктивной критикой, цинизмом, пренебрежением и безапелляционностью. При эффективном сотрудничестве все участники дополняют и усиливают вклад каждого. Об этом говорит и Тим Браун из IDEO. Дизайнерское мышление — это сотрудничество, «причем такое, когда творчество каждого участника вливается в общее творчество группы, усиливая его; это целенаправленный и в то же время гибкий процесс, открытый любым неожиданным возможностям — при этом с его помощью можно не только оптимизировать социальную, техническую и деловую составляющие проекта, но и направить их на решение задачи и разработку дизайна». Лозунг IDEO: «Вместе мы намного умнее, чем каждый из нас отдельно».

Цель сотрудничества — выигрыш от взаимной стимуляции компетентности участников. Группа американских художников и инженеров Vis Viva занимается обучением и исследованиями. Один из руководителей говорит о распространенном заблуждении относительно междисциплинарных групп: «Утверждение, будто мы пытаемся привить эстетику инженерам или, наоборот, жесткий эмпиризм художникам, ошибочно. На самом деле и те, и другие делают одно и то же, но по-разному. Наша группа пытается способствовать творчеству, создавая пространство для взаимопроникновения разных дисциплин и точек зрения».

Творческие группы многообразны и динамичны, а также обладают индивидуальностью. Они собираются для решения определенных задач и по завершении работы расходятся и затем входят в другие команды. Однажды мне довелось работать над несколькими творческими задачами с актером и продюсером Джоном Клизом из английской комик-группы Monty Python. Пять членов этой команды очень различались, но их сотрудничество было прекрасным и плодотворным, потому что различия между ними давали отличный результат. Дополняя друг друга, они создали что-то гораздо большее, нежели объединение нескольких человек, и достигли вершин, каких каждый из них вряд ли сумел бы достичь в одиночку. Настоящий руководитель знает, кого включить в команду, какую работу поручить каждому ее члену и когда пора переходить к чему-то другому.

Добавить мысль

Рубрики