Педагогика

ПРАГМАТИЗМ

философское течение, к-рое под критерием истинности подразумевает всякую целесообразность получения желаемого результата. В этой связи утверждается принципиальная равноценность любой мировоззренческой позиции (в т.ч. и теологической), если она служит эффективным средством для достижения цели.

В центре философии П. находится т.н. «принцип прагматизма», определяющий значимость знания его практическими последствиями (Пирс). В работах У. Джеймса П. формулируется как метод разрешения философских споров путем сравнения «практических последствий», вытекающих из той или иной теории, и как теория истины: истина есть то, «что лучше «работает» на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта». Субъективистское понимание «практики» и истины приводит П. к определению понятия (идеи) как «инструмента» действия (Дьюи), а познания — как совокупности субъективных «истин» («гуманизм» Ф. Шиллера). Под практической полезностью, однако, П. понимает не подтверждение объективной истины критерием практики, а то, что удовлетворяет субъек- тивно-личные интересы индивида. Такое объяснение в конечном итоге отражает узкий практицизм.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте