Педагогика

ПОВТОРЕНИЕ

многократное воспроизведение физиологической или психической функции. Для формирования первой оно может быть достаточным. При формировании психических функций П. принимает вид тренировки и применяется в упражнениях, в обучении и воспитании. П. в психологии памяти — это воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания. Для точного и прочного запоминания необходимо многократное повторное восприятие материала, причем оно не должно откладываться на длительный срок. Неправильно думать, что П. ведут к механическому заучиванию. Механическое заучивание — результат непонимания материала. П. же, если они основаны на понимании, не только закрепляют знание, но и помогают пониманию: они позволяют лучше понять то, что запоминается. Успех П. определяется не столько их количеством, сколько правильной организацией. Важнейшее значение имеет разнообразие П., что отмечалось еще Ушинским, к-рый писал: «Нет никакой надобности повторять выученное непременно в том же порядке, в каком оно было выучено, а напротив, гораздо еще полезнее… повторения случайные, вводящие выученное в новые комбинации, т.е., др. словами, тем, что выучено, должно беспрестанно пользоваться». Очень важно, чтобы П. делались в связи с интересными для уч-ся задачами. Напр., при П. пройденного материала следует предлагать уч-ся не просто читать его, но и подобрать новые примеры, начертить схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Огромное значение имеет сравнение прежнего материала с новым, а также классификация и обобщение, позволяющее выделять черты сходства и различия между новым и старым, что обеспечивает более точное запоминание. Запоминание облегчается и улучшается также при сочетании разных способов восприятия материала (зрительного, слухового, двигательного и т.д.). Все эти приемы варьирования П. дают возможность устанавливать новые связи и отношения как внутри запоминаемого материала, так и между ним и уже имеющимися знаниями. Этим достигается как прочность знаний, так и «гибкость» их, возможность применения в новых условиях.

Важным условием эффективности П. является воспроизведение материала в процессе заучивания, т.е. еще до того, как он выучен. При этом, чем раньше это делается, тем лучше. Обычно к самостоятельному воспроизведению в процессе заучивания уч-ся (особенно младших классов) или вовсе не прибегают, или пользуются им только после многократного П. Экспериментальные исследования показывают важную роль воспроизведения материала уже после первого его чтения. Важным условием эффективности П. является правильное распределение их во времени. Такое распределенное во времени заучивание заключается в том, что запоминаемый текст читается повторно через те или иные промежутки времени, причем каждый раз он прочитывается весь целиком. (Это распределенное во времени чтение всего текста в целом повторяется до тех пор, пока текст не будет выучен). В школьной практике нередко замечаются случаи, когда уч-ся стараются заучить материал не только что указанным способом, а в один прием. Такое концентрированное, сгущенное П. всегда дает значительно меньший эффект, чем распределение П. на несколько дней. Установлено, что наиболее благоприятные результаты при распределении П. во времени получаются тогда, когда перерывы в заучивании не очень длительны (2-3 дня). Опыты И. Волкова показали, что из трех проверявшихся им интервалов между П. (1 день, 3 дня, 6 дней) наилучшие результаты дал интервал в 1 день. Это особенно важно для младших школьников; для старших уч-ся интервалы могут быть более длительными. С др. стороны, очень краткие интервалы также неблагоприятны.

Педагогический опыт показывает, что поспешная подготовка к экзамену не приводит к прочному закреплению знаний. П. перед экзаменами должны быть лишь последним звеном в общей цепи систематического П. учебного материала на протяжении всего учебного года.

Рубрики

Партнеры: