Образование против таланта

Переосмысление творческого потенциала

Переосмысление творческого потенциала

Переосмысление творческого потенциала

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо иметь ясное представление о том, что такое творческий потенциал и как он применяется на практике. На страницах этой книги мы будем подробно рассматривать три взаимосвязанных понятия: воображение — умение сознания создавать образы, идеи и явления, которые человек ранее не переживал в объективной реальности; творчество — процесс разработки новых и потенциально ценных идей; новаторство — процесс воплощения новых идей. Именно по отношению к творчеству существует масса ошибочных представлений.

Особые люди?

Широко распространена мысль, что творческими личностями могут быть только особые люди, что талант — редкостный дар. Это представление подкрепляется историей таких творцов, как Марта Грэм (1894 — 1991), Пабло Пикассо (1881-1973), Альберт Эйнштейн (1879-1955) и Томас Эдисон (1847-1931). Компании часто делят своих сотрудников на две категории: креативщики и «пиджаки». Первых отличает то, что они предпочитают носить не костюмы, а джинсы, и позволяют себе поздно приходить на работу, поскольку какая-то идея не давала им уснуть. Я не пытаюсь сказать, будто креативщики не обладают творческими способностями. Дело в другом: при благоприятных условиях творческими людьми могут оказаться не только они, но и те самые «пиджаки». В каждом человеке заложен колоссальный творческий дух. Задача — выявить его и развить во всех людях, а не только в избранных.

Деятельность особого рода?

Принято считать, что творческий подход свойствен исключительно особым видам деятельности, таким как искусство, дизайн, рекламный или маркетинговый бизнес. Конечно, эти специальности творческие, но созидательными могут быть любые занятия, будь то научные исследования, математика, преподавание, работа с людьми, медицина, спорт или ресторанный бизнес. В некоторых учебных заведениях преподают предмет «художественное творчество». Позже я объясню, почему всегда принципиально настаиваю, чтобы в школах создавали лучшие условия для изучения искусств. Однако творчество не ограничивается только ими. Безусловно, необходимо преподавать разные виды искусств — прежде всего потому, что они играют благоприятную роль в развитии творческого духа, но есть и другие причины, не менее важные. Остальные дисциплины, в том числе естественные науки и математика, могут быть столь же творческими, сколь музыка и танец. Творческий подход можно применять всякий раз, когда мы используем свой разум.

В бизнесе применим такой же принцип: разные компании, работающие в совершенно различных сферах и направлениях, проявляют свой творческий потенциал. Корпорация Apple славится разработкой новых продуктов. Никогда ничего не производившая крупнейшая розничная сеть Wal-Mart проявляет новаторство в управлении логистическими цепочками и системах ценообразования. Сеть кофеен Starbucks демонстрирует талант в обслуживании клиентов. Компания Starbucks не занимается выращиванием кофейных деревьев и собиранием зерен, но в ней создали особую культуру потребления кофе. Вообще говоря, именно в Starbucks придумали продавать порцию кофе за пять долларов, и, по моему мнению, это стало настоящим открытием. Введение новшества в любом направлении деятельности отдельной организации способно кардинальным образом изменить ее судьбу.

Моя точка зрения такова: любой из нас обладает колоссальными творческими возможностями уже в силу того, что является человеческим существом. Сложно развить эти способности. В процесс созидания должны быть вовлечены не только избранные, но все люди.

Рубрики

Партнеры: