Педагогика

ПАМЯТЬ

форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении (запечатле — нии), сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. П. обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, умений и навыков и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. Различают основные процессы П.: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение).

Запоминание — закрепление тех образов и впечатлений, к-рые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить и протекает без волевых усилий, и произвольным, когда человек ставит перед собой специальную цель запомнить и прилагает определенные усилия для достижения этой цели. Систематическое, специально организованное запоминание с применением определенных приемов называют заучиванием.

Сохранение и забывание. Сохранение — это удержание заученного в П., т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание — исчезновение, выпадение из П., т.е. процесс угасания, затормаживания связей. Эти два процесса представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание — это плохое сохранение материала в П. Поэтому сохранение — это не что иное, как борьба с забыванием.

Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение — процесс появления в сознании представлений П., ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов в мозгу, возникновение в них возбуждения. Узнавание же — появление чувства знакомости при повторном восприятии предмета или явления. Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов — стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание). Поэтому узнавание не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. В тех случаях, когда уч-ся не очень четко усвоил учебный материал или давно не повторял его, произвольно воспроизводить его уже трудно. Здесь прибегают к припоминанию. Припоминание — это наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с др. фактами, событиями, сохранившимися в П.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте