Педагогика

ОПОЗНАНИЕ

процесс перцептивной категоризации, отнесения воспринимаемого объекта к одному из множества классов. Согласно Дж. Брунеру, операция О. («движение от признаков к категориям») является одной из главных характеристик всякого восприятия и может осуществляться непроизвольно и неосознанно. Благодаря О. происходит преобразование воздействующих на органы чувств внешних сигналов в осмысленные перцептивные образы. Один из способов О. — сравнение совокупности свойств объекта с эталонами, хранящимися в памяти. В опознании участвуют сенсорный анализ, процессы памяти и мышления. Различают симультанное (одномоментное) О., осуществляемое как мгновенное «схватывание», и сукцессивное (развернуто-последовательное) О., являющееся результатом последовательного обследования элементов и свойств объекта.

Важное значение О. имеет в структуре деятельности человека-оператора при приеме информации, в связи с чем оно широко изучается инженерными психологами и служит одним из критериев эргономической оптимизации средств и способов отображения информации.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте