Педагогика

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

форма учебного взаимодействия, сотрудничества педагогов и уч-ся; аксиально-ретиальное личностно и социально ориентированное взаимодействие. О.п. одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. О.п. по функциям есть контактное и дистантное, информационное, побудительное, координационное, устанавливающее отношения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется двойственной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. О.п. образует специфический синтез всех основных характеристик, находящий выражение в новом качественном содержании и определяющийся характером взаимодействия субъектов образовательного процесса. Наряду с общими чертами, присущими всем видам общения, О.п. характеризуется целым рядом специфических черт, определяемых особенностями той системы отношений, в к-рой находятся субъекты образовательного процесса или «педагогической системы». В широком контексте О.п. определяется еще так: «…это профессиональное общение преподавателя с уч-ся на уроке (занятии) и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на др. рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и уч-ся внутри уктавеского коллектива» (АЛ. Леонтьев). СпецфпОх ярок — де всего проявляется в его налражзазшда. От шшвщяш~ лено не только на caw о вз±нм — > — i. о: — сосется в целях их личностного раззиткя. но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого О.п. характеризуется как бы тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения). В то же время О.п. определяется и тройной ориентированностью ее субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель (преподаватель), работая с одним уч-ся над освоением к.-л. учебного материала, всегда ориентирует результат на всех присутствующих в классе (аудитории), и наоборот, — работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого уч-ся. Поэтому можно считать, что своеобразие О.п., выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также и в том, что оно органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения. О.п., включая все эти элементы общения, не является при этом аддитивным образованием. Оно обнаруживает принципиально новое качество. А новое качество О.п. определяется прежде всего тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, к-рая включает в себя воспитывающую, ибо исходной позицией для организации оптимального образовательного процесса является воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной функцией общения, по А.А. Брудному, но только в общем плане. Однако обучающая функция О.п. является ведущей, но она не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия педагога — уч-ся, уч-ся между собой. В то же время О.п. отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого системой «человек — человек» (по Е.А. Климову). Напомним, что этой схемой определяется взаимодействие педагога и уч-ся, работников бытового обслуживания и клиентов, врача и пациентов, психотерапевта и клиентов и т.д. Соответственно О.п. имеет сходное со всеми видами названных выше взаимодействий черты, ближе всего оно к общению психотерапевта и клиента. Не менее существенна и отмеченная К. Роджерсом функция облегчения, фасили — тации общения, являющаяся также общей для этих видов взаимодействия. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором общения. Это означает, что учитель помогает, облегчает ученику возможность выразить себя, выразить то, что в нем есть положительного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.

Т.о., говоря об О.п., отметим наличие в нем обучающей и фасилитативной функции.

В стиле О.п. находят выражение: а) особенности коммуникативных возможностей учителя; б) сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; в) творческая индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива и т.д. Стиль общения есть устойчивая форма способа и средств взаимодействия людей друг с другом, в данном случае — педагогического.

В стиле общения самого преподавателя (учителя) должны быть: 1) пристальное внимание к мыслительному процессу уч-ся — малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена; 2) наличие эмпатии — умение поставить себя на место уч-ся, понять цель и мотивы его деятельности, а значит, и его самого, что позволяет в определенной степени прогнозировать деятельность уч-ся и управлять ею заранее; 3) доброжелательность, позиция заинтересованности старшего коллеги (друга) в успехе ученика; 4) рефлексия — непрерывный строгий анализ своей деятельности как педагога, управляющего познавательной деятельностью уч-ся, и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс.

На основе анализа различных подходов к рассмотрению О.п. наиболее адекватным оказывается деятель — ностный, демократический, дружеский стиль общения.

Рубрики

Партнеры: