Педагогика

НАВЫКИ (в обучении)

учебные действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер. По мере овладения уч-ся знаниями и умениями автоматизированные элементы появляются в их устной и письменной речи, при решении учебных задач и т.д. Умение — это подготовленность к сознательным и точным действиям, а Н. — автоматизированное звено этой деятельности. Элементы умений часто переходят в Н., к-рые в свою очередь способствуют усовершенствованию умений, а иногда предшествуют их образованию.

Основные этапы формирования двигательных Н.: начало осмысления (отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения); сознательное, но неумелое выполнение (отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания; множество лишних движений; отсутствие положительного переноса данного Н.); автоматизация Н. (все более и более качественное выполнение действий при временами ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса Н.); высокоавтоматизированный Н. (точное, экономное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия). Формирование Н. протекает в соответствии с рядом законов (см. Закон изменения скорости развития навыка, Закон «плато» в развитии навыка, Закон отсутствия предела в развитии навыка, Закон угасания навыка, Закон переноса навыка и др.).

Рубрики

Партнеры: