Педагогика

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

свойство живой материи передавать потомству признаки и особенности развития родителей; обеспечивает преемственность морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ в ряду поколений. Человеческая Н. определяет анатомо-физиологическую структуру человеческого организма, присущие ему формы обмена веществ, стадии его созревания, физические признаки, пол, цвет кожи, нек-рые индивидуально-психические особенности и др. Материальные носители Н. — гены — участки дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), молекулы к-рой заключены в хромосомах всех клеток организма, т.е. та сумма наследственных факторов, к-рые получены им от родительского поколения. Законы перекомбинирования родительского наследственного материала при слиянии двух половых клеток таковы, что генотип каждого человека оказывается уникальным; за исключением монозиготных (однояйцевых) близнецов, на Земле практически нет людей с полностью идентичными генотипами. Т.о., уникальность каждого человека заложена уже в его Н. Однако любой ген активизируется только при наличии соответствующей ему среды. Без нее активность может либо не проявляться вообще, либо резко снижаться (на этом основано даже предупреждение нек-рых наследственных заболеваний). Именно взаимодействие генотипа и среды дает фенотип — конкретное выражение внешне наблюдаемого признака — анатомического, физиологического и т.д. Средовые воздействия, значимые для формирования индивидуальных особенностей психики, для каждого человека специфичны. Находясь формально в одинаковой среде (напр., в одном школьном классе), каждый ребенок выбирает в качестве актуальных для себя разные ее компоненты. Этот выбор происходит непроизвольно, на основании и генетически обусловленных особенностей (напр., свойств темперамента), и всего предшествующего опыта. Поскольку конкретное — фенотипическое — значение признака у конкретного человека обязательно есть результат взаимодействия генотипа и среды, то, измерив его (напр., объем памяти), нельзя считать, что это и есть «наследственно данная» величина; она с равной вероятностью может быть и результатом средовых влияний. По наследству передается не данное конкретное выражение признака, а нек-рая «норма реакции» — вид реакции данного генотипа на данную среду, поэтому реализация ее существенным образом зависит от негенетических факторов. Различия между людьми по многим психологическим особенностям в определенной мере зависят от факторов Н. Однако есть все основания считать, что все, относящееся к собственно личностным особенностям — мировоззрение человека, нравственные и этические ценности и т.д., — наследственно прямо не определяется. Духовное развитие не записывается в генах. Оно формируется в социальной программе, к-рая передается путем воспитания (Н.П. Дубинин). Однако само воспитание должно учитывать такие особенности организма, к-рые могут быть и наследственно обусловлены.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: