Педагогика

МЫШЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении специфических профессиональных задач. Термин «М.п.» в практический и научный обиход стал входить со второй половины XX в. в связи со значительной интеллектуализацией всего общественного труда, вызванной НТР. Понятие «М.п.» употребляется в двух смыслах: 1) когда хотят подчеркнуть высокий профессионально-квалификационный уровень специалиста (здесь речь идет об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект); 2) когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности (здесь имеется в виду предметный аспект). Но чаще всего понятие «М.п.» употребляется одновременно в обоих этих смыслах. Так, принято говорить о «техническом» мышлении инженера, техника, рабочего, о «клиническом» мышлении врача, «пространственном» мышлении архитектора, «художественном» мышлении работников искусства, «математическом» мышлении, «историческом» мышлении научных работников, работающих в соответствующих областях науки, и т.д. Интуитивно имеются в виду нек-рые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность: быстро, точно и оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области. Таких специалистов обычно характеризуют как людей творческих в своей профессиональной области, как людей, «по-особому» видящих предмет своей деятельности и способных к рационализаторству, новаторству, открытиям нового.

Рубрики

Партнеры: