Педагогика

МЫШЛЕНИЕ НАУЧНОЕ

специфический вид интеллектуальной деятельности человека, направленной на получение объективно-истинных, обоснованных и новых знаний о действительности. С помощью понятий, концепций, гипотез, теорий М.н. эффективно отражает действительность; это отражение, однако, носит конструктивный характер, поскольку все названные формы М.н. есть формы творческой активности субъекта познания. Наряду с дискурсивной, т.е. понятийной, логической составляющей, М.н. включает и образную составляющую — наглядное представление изучаемой реальности, а также интуицию. В М.н. применяются разнообразные методы и процедуры обоснования, проверки и доказательства получаемых знаний, распадающиеся на два класса: логические (теоретические) и эмпирические методы. Большое внимание, уделяемое критическому анализу и обоснованию собственных предпосылок и допущений, отличает М.н. от обыденного мышления. Если обыденное мышление, как правило, останавливается на том, что непосредственно доступно восприятию, то М.н. стремится проникнуть вглубь изучаемых предметов и явлений, выявить их сущность, закономерности их изменения и развития. Это достигается путем применения понятий, к-рые позволяют отражать действительность глубже, вернее, полнее. Благодаря этому М.н. выступает не только как отражение реальности, но и как осуществляемое в идеальном плане программирование предметной, практически преобразующей деятельности человека. Так, разрабатываемые М.н. схемы эксперимента, направленного на получение новых знаний об объектах, нередко преобразуются в новые технологические схемы производства, обеспечивающие получение полезных продуктов. Вместе с тем развитие самого М.н. обусловлено развитием общественно-исторической практики и культуры. Именно отсюда в конечном счете М.н. черпает и решаемые им проблемы, и средства для их решения. М.н. широко проникает в самые различные сферы практической деятельности человека. Это достигается, во-первых, за счет применения в этих сферах научных знаний как продукта М.н. и, во-вторых, за счет использования в практике тех методов, к-рые разрабатываются М.н. Результаты М.н. довольно быстро становятся достоянием обыденного мышления, а производство и др. сферы практики становятся все более восприимчивыми по отношению к науке. При этом, однако, научное решение проблем предполагает их переформулирование в специфических терминах того языка, к-рым пользуется М.н. В силу дисциплинарной дифференциро — ванности научного знания этот язык является высокоспециализированным, причем каждый из дисциплинарных языков в состоянии отразить лишь отдельные аспекты изучаемой проблемы. Поэтому для ее решения оказывается необходимым междисциплинарный подход, т.е. взаимодействие общественных, естественных и технических наук, к-рое необходимо для решения комплексных народно-хозяйственных, культурно-воспитательных и научно-технических проблем.

Рубрики

Партнеры: