Педагогика

МОТИВОВ КЛАССИФИКАЦИЯ

В.И. Ковалев выделяет несколько групп мотивов. По его мнению, в первой группе могут быть объединены мотивы, связанные с важнейшими общественными потребностями личности по критерию их содержания. Здесь могут быть выделены идейные мотивы, (связанные с мировоззрение ем), политические (связанные с позицией личности по отношению к политике, как внешней, так и внутренней), нравственные (основывающиеся на нравственных нормах и принципах), эстетические (отражающие потребность в прекрасном). По источнику возникновения, обусловленности (а также по особенностям регуляции) можно выделить мотивы широкие социальные (патриотические), коллективистские, деятельностные (деятельностно- процессуальные) и поощрительные (стимульно-поощри — тельные). В отдельную группу упомянутый автор объединяет мотивы по видам деятельности. Сюда входят мотивы таких важнейших видов деятельности, как общественно-политическая, профессиональная, учебно-позна — вательная. По времени проявления могут быть выделены постоянно, длительно и кратковременно действующие мотивы. Первые действуют на протяжении всей жизни человека (напр., связанные с удовлетворением естественных потребностей); вторые — в течение многих лет (напр., связанные с познавательной потребностью личности); третьи — в течение ограниченного временного интервала (напр., связанные с познанием чего-то нового). По силе проявления мотивы разделяют на сильные, составляющие особо действенную мотивацию, умеренные, к-рые характеризуются средней силой их проявления, и слабые, оказывающие на деятельность малозначимое влияние, хотя и побуждающие ее. Мотивы подразделяются и по степени устойчивости: на сильно-, средне — и слабоустойчивые. По проявлению в поведении выделяют реальные, или актуальные, и потенциальные мотивы. Реальными называются мотивы, к-рые фактически побуждают поведение и деятельность. Под потенциальными мотивами подразумеваются такие, к-рые сформировались у личности, но не проявляются в данный момент. Здесь могут быть два случая: или человек готовится к будущей деятельности или он ею занимался ранее, но переключился на другую.

Своеобразие всех этих групп мотивов характеризует мотивационную сферу личности. При этом первые три группы фактически составляют ее содержательную характеристику, а четыре последние-динамическую. Мо — тивационная сфера имеет довольно сложную структуру. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию.

Рубрики

Партнеры: