Педагогика

МНЕМОНИКА

система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем припоминаемого материала путем образования искусственных ассоциаций. Одним из наиболее известных приемов М. является установление связей между запоминаемыми объектами и конкретными частями воображаемого пространства (напр., мысленно представляемой стены комнаты). Хорошо известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в к-рой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов (каждый охотник желает знать, где сидят фазаны). Постоянно тренируясь в использовании различных искусственных приемов заучивания, нек-рые мнемонисты приобретают способность быстро запоминать очень большой, притом часто бессмысленный, материал. Однако для подлинного повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов М. может иметь лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а существенные, логически оправданные осмысленные связи как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и ч.-л. ранее уже известным.

Рубрики