Педагогика

МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИ — ЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве двух основных аспек-. тов: функциональной асимметрии (йли специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека. Функциональная асимметрия полушарий мозга означает, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других — правое полушарие. В настоящее время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных. В нейропсихологии доминантность левого полушария была выявлена у правшей не только для экспрессивной и импрессивной речи, но и для таких связанных с речью психических функций, как чтение, письмо, вербальная память и вербальное мышление. Правое полушарие оказалось ведущим для таких функций, как неречевой (в частности, музыкальный) слух, лицевой гнозис, тактильный гнозис, многие формы зрительно-пространственной ориентации, невербальная память, конструктивная деятельность, осознание своих дефектов и т.д. Исследования с применением нейропсихологических и нейрофизиологических методов (экспериментальное выключение деятельности одного из полушарий, прямая электрическая стимуляция коры мозга, односторонняя электросудорожная терапия больных, метод дихотомического прослушивания и др.) открыли новый этап в изучении М.о.п.п., на к-ром акцент переместился с изучения функциональной специализации полушарий на исследование межполушарного взаимодействия, специфичности того вклада, к-рый вносит то или иное полушарие в каждую психическую функцию. Применение современных методов исследования М.о.п.п. позволило выявить уровни организации речевых процессов, для осуществления к-рых необходимо участие правого полушария (напр., автоматизированная речь), и показать важную роль левого полушария в организации деятельности восприятия, переводе ее из чувственного, наглядного плана в план речевого обобщения перцептивного опыта. Лево-правые дихотомии в различных способах и стратегиях используются в процессе переработки информации. Выявлено, что левое полушарие обладает большими возможностями в экстраполяции и прогнозировании, в то время как правое полушарие больше связано с общим опытом и реально протекающими событиями. Роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе и т.д.

Межполушарное взаимодействие нарушается при двусторонних поражениях мозга, патологии мозговых комиссур, а также при различных формах атипий (аномалий) онтогенетического развития. В последнем случае нарушение межполушарного взаимодействия может быть одной из причин неготовности детей к школе и школьной неуспеваемости. Своевременная нейропсихо — логическая диагностика нарушений М.о.п.п. позволяет выработать адекватную стратегию и выбрать оптимальный способ коммуникации, предъявления и закрепления информации.

Рубрики

Партнеры: