Педагогика

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

способы взаимосвязанной деятельности педагога и уч-ся, при к-рой уч-ся усваивают знания, умения и навыки, развиваются их личностные качества и способности, формируется научное мировоззрение и достигается необходимая подготовка подрастающих поколений к трудовой жизни. Вместе с содержанием и организацией учебно-воспитательной работы они исторически изменяются и совершенствуются. М.о. включают разнообразные приемы, к-рые являются их составными частями. Вместе с тем одни и те же приемы могут входить в состав различных методов. Проблема классификации М.о. является одной из острых проблем современной дидактики. Приведем классификацию М.о., разработанную Ю.К. Бабанским. При описании М.о. автор исходил из марксистской теории трудовой деятельности человека. Известно, центральный момент опосредствования — организация взаимодействия между человеком и предметным миром, а также др. людьми, основной компонент регулирования деятельности — стимулирование действий. Поэтому, согласно Ю.К. Ба — банскому, имеются все основания выделять в деятельности три важнейших компонента: организационно-действенный, стимулирующий и контрольно-оценочный. Отсюда целостный подход к деятельности предполагает существование трех больших групп М.о.: а)методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (благодаря им обеспечивается процесс опосредствования личностью учебной информации); б) методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (благодаря им обеспечиваются важнейшие функции регулировки учебной деятельности, ее познавательной, волевой и эмоциональной активизации); в) методов контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (благодаря им педагоги и уч-ся осуществляют функции контроля и самоконтроля в ходе обучения). Каждая из трех групп методов включает взаимодействие педагогов и уч-ся. Организаторские влияния педагога сочетаются здесь с самоорганизацией и осуществлением деятельности уч-ся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т.е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия педагогов сочетаются с самоконтролем уч-ся. В первой группе (методы организации и осуществления учебно-познавательных действий) Ю.К. Бабанский выделяет следующие подгруппы: методы организации и осуществления чувственного восприятия учебной информации (перцептивные методы), методы организации и осуществления мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного и др. характера (логические методы), методы репродуктивного и поискового характера (гностические методы), а также методы управляемой и самоуправляемой учебно-прак — тической деятельности (методы управления в обучении). Что касается методов стимулирования и мотивации, то их можно подразделить на две подгруппы: методы формирования интереса к учению и методы развития долга и ответственности в учении. В группе методов контроля и самоконтроля Ю.К. Бабанский выделил методы устного, письменного и лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Выбор М.о. определяется:

1.  Закономерностями и вытекающими из них принципами обучения.

2.  Целями и задачами обучения.

3.  Содержанием и методами данной науки вообще и данного предмета, темы в частности.

4.  Учебными возможностями уч-ся: а) возрастными (физическими, психическими); б) уровнем подготовленности (образовательной и воспитательной); в)особенно — стями классного коллектива.

5.  Особенностями внешних условий (географических, производственного окружения и пр.).

6.  Возможностями самих педагогов: их предшествующим опытом, знанием типичных ситуаций процесса обучения, в к-рых оказываются наиболее эффективными определенные сочетания методов, уровнем их теоретической и практической подготовленности, способностями в применении определенных методов, средств, умением избрать оптимальный вариант, личностными качествами и пр.

Рубрики

Партнеры: