МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Поскольку общие закономерности обучения изучаются дидактикой, методику отдельного учебного предмета правомерно рассматривать как частную дидактику. В состав многих учебных предметов входят основы различных отраслей соответствующей науки (напр., в состав курса математики – арифметика, алгебра, геометрия; в состав курса биологии – ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология и т.д.), поэтому различают общую М.у.п. и частные М.у.п. Предметом методики является процесс обучения основам той или иной науки или искусства. Существует неправильное мнение, будто бы методика обучения является прикладной частью соответствующей науки. Достаточно якобы хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее преподавать. С этой т. зр., напр., методика биологии – своеобразная практическая дисциплина, производная от науки биологии и содержащая рецептурные рекомендации о порядке и способах изложения этой науки. Такой взгляд на методику обусловлен смешением предмета и задач методика и соответствующей научной дисциплины. Напр., предмет биологии – объекты и процессы живой природы. Методика же биологии не занимается исследованием этих объектов, не открывает фактов и закономерностей в жизни растений и животных. Предмет ее исследования – общественный процесс обучения и воспитания на материале конкретной дисциплины. Т.о., предмет и задачи методики не совпадают с предметом и задачами соответствующей науки. В содержание методики входит: 1) изучение истории методики, 2) определение познавательного и воспитательного значения и задач учебного предмета, его места в системе образования; 3) определение содержания учебного предмета, научное обоснование программ, учебников; 4) выработка методов и организационных форм обучения, соответствующих его целям и содержанию; 5) разработка учебного оборудования по предмету; 6) определение требований к подготовке учителей данного предмета. В системе педагогических наук методика теснее всего связана с общей теорией обучения – дидактикой. Методика раскрывает цели обучения предмету, его значение для разностороннего развития личности уч-ся. Связь методики с наукой, основы к-рой преподаются в учебном заведении, проявляется в отборе содержания соответствующего учебного предмета. Логика и история науки используются при обосновании системы построения учебного курса. Методы науки находят отражение в содержании учебного предмета и в методах обучения.

Термин «методика обучения» употребляется и в более узком значении – как учение о методах обучения. Это учение может быть или общим, если имеются в виду методы обучения, присущие всем предметам школьного или вузовского курса, или частным, если дело касается только тех методов, к-рые применяются для обучения к.-л. определенному учебному предмету.

Читайте далее:

Оставьте комментарий