Педагогика

МЕТОД

в самом общем значении — способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция — организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Научный М. предстает одновременно как система предложений, формулирующих формы познавательной деятельности (т.е. как форма научного познания), и как система операций и процедур этой деятельности, детерминируемой закономерностями субъектно-объектных отношений. Напр., экспериментальный М. представляет собой такую упорядоченную цепь шагов, к-рая, с одной стороны, опирается на теоретические знания относительно объекта познания, а с другой — на концептуальный аппарат типа таких категорий, как «гипотеза», «научная теория», «аксиоматическое построение теорий», «научный закон» и др. Кроме того, экспериментальный М. как цепь шагов в процессе познания опирается также на систему таких правил, как:

а)         построение контрольных и экспериментальных групп;

б)        редукция теоретической гипотезы к эмпирически проверяемым утверждениям; в) измерение и контроль переменных и т.д. В зависимости от того, на каком уровне проводится научное исследование и какие цели оно преследует, применяются соответствующие общие М. познания. Поэтому целесообразно разделить эти М. на три большие группы: а) М. эмпирического исследования; б) М., используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; в) М. теоретического исследования (О.М. Сичивица, 1972). Этот автор подчеркивает, что грани между М. проведены достаточно условно и что М. этих групп используются лишь преимущественно на определенном уровне познания. К М. эмпирического исследования относятся наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент. М., используемыми на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, являются следующие: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и использование приборов, исторический и логический. И наконец, М. теоретического исследования — это восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический М. Нек-рые авторы предлагают следующую классификацию методов: философские, общенаучные, частнонаучные.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте