Педагогика

МЕТОД ПРОЕКТОВ

система обучения, в к-рой знания и умения уч-ся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. М.п. возник в 1920-е гг. в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность уч-ся, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, к-рые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения к-рой ему необходимо приложить полученные знания и новые, к-рые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль уч-ся в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, т.о., приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализация М.п. претерпела нек-рую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение нек-рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Др. словами, от теории к практике — соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

М.п. привлек внимание русских педагогов еще в начале XX в. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. М.п. был осужден. С тех пор в России не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его М.п. нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания М.п., к-рый и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе М.п. лежит развитие познавательных навыков уч-ся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. М.п. — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о М.п., то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), к-рая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу М.п. положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, к-рый получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. М.п. всегда ориентирован на самостоятельную деятельность уч-ся — индивидуальную, парную, групповую, к-рую уч-ся выполняют в течение определенного отрезка времени, метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. М.п. всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время М.п. становится не просто популярным в странах СНГ, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называется проектом. На самом деле М.п. может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, к-рые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий уч-ся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о М.п. как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться М.п. — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития уч-ся. Недаром М.п. относят к технологиям XXI в., предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям» жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию М.п.:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (напр., исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (напр., доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т.п.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность уч-ся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.  Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

—  определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

—  выдвижение гипотезы их решения;

-обсуждение методов исследования (статистических,

экспериментальных, наблюдений и пр.);

—  обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

-сбор, систематизация и анализ полученных данных;

—  подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

-выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профильных интересов, интересов и способностей уч-ся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими уч-ся, к-рые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Возможно, чтобы тематика проектов касалась како — го-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных уч-ся по этому вопросу, дифференциации процесса обучения (напр., проблема гуманизма конца XIX — начала XX столетия; причины и следствия распада империй; проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.). Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний уч-ся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Т.о., кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний. Напр., очень острая проблема городов — загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая тема: Отечественные войны 1812 и 1941-1945 гг. — проблема патриотизма народа и ответственности власти. Здесь не только история, но и политика, этика. Или проблема государственного устройства России, США, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь необходимы знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса и пр. Или проблема труда и взаимовыручки в русских народных сказках. Тем для проектов — неисчерпаемое множество.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-то оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.). В ходе решения к.-л. проектной проблемы уч-ся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, родного языка, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте