Педагогика

ЛОГОТАРАЛИЯ

теория и практика психотерапии, разработанная австрийским ученым В. Франклом (1905). В центре Л. — понятие духовной личности, к-рую человек должен по кирпичикам выстраивать всю жизнь. Человеческие поступки Франкл делит на три типа: созидающие духовную личность, разрушающие ее или безразличные. Человек всегда несет ответственность за свои поступки, и уход от ответственности тоже является поступком, за к-рый придется расплачиваться. Франкл дал смысловое описание человеческой жизни, ее трех важнейших составляющих — духовности, свободы и ответственности. Человек всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения. Но только выбор созидающего поступка есть акт реализации смысла жизни. Созидающие поступки направлены на создание ценностей творчества, ценностей переживания, ценностей отношения. Если человек способен творить, он непременно должен творить и раскрываться в творчестве, даря при этом радость другим. Ко вторым относятся сопереживатель — ные ценности — человек благодаря им духовно обогащается. Любовь также относится к ценностям переживания. Если человек неспособен творить и сопереживать, он не может сформировать свою позицию по отношению к ч.-л. От выбора позиции зависит осмысленность его жизни. Человек должен стремиться к реализации всех трех типов ценностей. Человек в поисках смысла жизни должен найти свою область, в к-рой он реализует себя и построит свою личность. Этот поиск связан с постоянным напряжением, необходимостью заставлять себя проявлять активность, думать, искать, работать. Стремление к удовольствию как таковому ведет к поступкам, разрушающим духовную личность. Если у человека возникает состояние бессмысленной жизни, Франкл рекомендует ему понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной личности. Найдя самоценность себя, окружающих и мира, человек обретет уверенность в себе, в своей полноценности, нужности, т.е. в смысле существования. Франкл осуждает самоубийство — выбор поступка, разрушающего духовную личность. Это уход от ответственности перед совестью, перед Богом за реализацию смысла своей жизни. Самоубийство — это признание своей серости, никчемности, неспособности возвыситься над обстоятельствами или др. поступками.

Практика Л. направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл без навязывания ему терапевтом своих смыслов. Для этого используется метод сократического диалога. Уникальный смысл жизни или же выполняющие ту же функцию обобщенные ценности могут быть найдены пациентом в одной из трех сфер: творчества, переживания и сознательно принимаемого отношения к тем обстоятельствам, к-рые мы не в состоянии изменить. Одним из главных источников в практике Л. выступает религиозная вера. Вместе с тем религия не является единственно возможным источником смысла. Проблема смысла жизни может успешно решаться как верующими, так и неверующими.

Помимо терапии специфических ноогенных неврозов, в Л. разработаны также метод парадоксальной интенции — для лечения фобий и навязчивых состояний и метод дерефлексии — для лечения сексуальных неврозов. Эти методы основываются на постулируемых Л. фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и самотрансценденции.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: