Педагогика

ЛИЧНОСТИ НАРУШЕНИЯ

нарушение структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при психических заболеваниях и локальных поражениях головного мозга; выражаются в изменениях поведения: в снижении активности, критичности, изменении направленности и перестройках структуры мотивационной сферы, нарушении самооценки и др. Проблема исследования Л.н. сложна. Существует много подходов к ее решению.

Одним из ведущих в отечественной психологии является направление, к-рое разрабатывалось Б.В. Зейгарник, а после ее смерти — учениками и последователями. Основываясь на теоретических положениях школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии, они в качестве основы личности рассматривают систему ведущих мотивов, характеризующую в норме определенную иерархию строения. Исследование Л.н. при различных заболеваниях доказало, что патология мотивационной сферы проявляется следующим образом: происходит развитие патологических по содержанию потребностей и мотивов (напр., потребности в алкоголе и наркотиках); перестройка иерархии мотивов, вследствие чего возникают изменения направленности личности (напр., патологический «уход в болезнь»); снижение уровня опосред — ствованности мотивов, т.е. обеднение целей деятельности; нарушение соотношений побудительной и смысло — образующей функций мотивов, что приводит к оскудению содержания деятельности; снижение критичности больных, выражающееся в невозможности проигрывания поведения и оценки своих дефектов.

К др. направлениям в психологическом изучении Л.н. относятся исследования, ведущиеся в школах В.Н. Мя — сищева, Д.Н. Узнадзе, а также рядом зарубежных авторов, к-рые, как правило, изучают данную проблему в рамках психоаналитического, гуманистического подходов и др.

Рубрики

Партнеры: