КОММУНИКАЦИЯ

1. Понятие, близкое к понятию общения, но шире по объему. Это – связь, в ходе к- рой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам: 1) адресант-субъект К.; 2) адресат – кому направлено сообщение; 3) сообщение – передаваемое содержание; 4) код – средства передачи сообщения; 5) канал связи; 6) результат – то, что достигнуто в итоге К. К. может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются: 1) средства оптико-кинетические – жесты, мимика, пантомимика; 2) средства паралингвис- тические – качество голоса, его диапазон, тональность; 3) средства экстралингвистические – паузы, плач, смех, темп речи; 4) средства пространственно-временные – взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и др.

2. К. рассматривается и как смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с др. людьми, оно включает, наряду с физическим, коммуникативный аспект. В отдельных актах К. реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции; первая из них – генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются: 1) сообщения побудительные – убеждение, внушение, приказ, просьба; 2) сообщения информативные – передача реальных или вымышленных сведений; 3) сообщения экспрессивные – возбуждение эмоционального переживания; 4) сообщения фатические – установление и поддержание контакта. Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по др. основаниям. Так, различаются: 1) по типу отношений между участниками – К. межличностная, публичная, массовая; 2) по средствам – К. речевая (письменная и устная), паралингвис – тическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и пр.).

Читайте далее:

Оставьте комментарий