Педагогика

ИНВАЛИДЫ

лица, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. В латинском языке это слово означает «непригодный». В русском же языке слово «И.» укоренилось в XVIII в.; первоначально И. называли бывших военнослужащих, которые по состоянию здоровья не могли себя обслуживать. Позднее, в XIX в., к И. стали относить лиц, полностью или частично утративших возможность заработка в связи с состоянием здоровья. Долгое время при характеристике И. акцент делался именно на профессионально-трудовой стороне жизнедеятельности. Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечить свое существование, преимущественное внимание до середины XX в. уделялось медицинским аспектам нарушений трудоспособности и проблемам материальной помощи И.

До начала XX в. в России и за рубежом основное внимание уделялось призрению И. гл.обр. за счет благотворительных пожертвований. Создавались соответствующие учреждения, призванные восполнить недостаток материальных средств к существованию И. Важная роль в благотворительной помощи И. принадлежала религиозным организациям.

В начале XX в. были высказаны идеи о необходимости такой помощи, которая давала бы И. возможность вести достаточно самостоятельный образ жизни.

По данным ООН, к концу XX в. в мире насчитывалось свыше 500 млн И. (примерно 10% населения); в про — мышленно развитых странах этот показатель выше среднемирового, напр. в США насчитывается около 50 млн И. (около 20% населения).

Для человека, ставшего И., начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических и социальных потребностей. Общество вынуждено тратить значительные материальные средства, компенсируя выключение И. из основной сферы жизнедеятельности — труда. С учетом этих обстоятельств начала развиваться реабилитация как наука и как система мер, направленных не только на уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и на обеспечение возможностей для И. достичь социальной интеграции, вернуться либо максимально приблизиться к полноценному общественному бытию.

Необходимость развития реабилитации И. продиктована не столько ее экономической значимостью (т.е. уменьшением доли затрат общества на помощь И.), сколько возрастающим пониманием того, что в гармоничном обществе все его члены должны иметь возможности для наиболее полной самореализация, что И. в большинстве случаев способен отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждается в помощи лишь для того, чтобы справиться с определенными трудностями, вызванными нарушением функций организма.

Началом организованной международной политики в сфере реабилитации И. принято считать основание в 1922 г. организации «Международная реабилитация». В 1933 г. в Нью-Йорке под руководством Дж. Смита был создан Институт калек и инвалидов — первый в мире центр всесторонней реабилитации. В 1930 г. в Москве был создан НИИ экспертизы трудоспособности, впоследствии переименованный в Центральный НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН).

Наиболее крупными зарубежными организациями, занимающимися в наше время проблемами реабилитации И., являются: «Международная реабилитация», основанная в 1922 и насчитывающая 135 организаций-членов из 81 страны; «Национальный центр средств обучения калек» (Колумбус, США); «Национальная ассоциация реабилитационного консультирования» (Вашингтон, США).

Статьи, посвященные психолого-педагогическим аспектам реабилитации, публикуются в журналах «International Rehabilitation Review» («Международное обозрение реабилитации», США), «Jornal of Rehabilitation» («Журнал реабилитации», США), «Die Rehabilitation» («Реабилитация», ФРГ) и др.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте