Педагогика

ИНТРОСПЕКЦИЯ

метод самонаблюдения, изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики. Идейным отцом метода И. является Дж. Локк, хотя основания метода содержатся и в декартовском тезисе о непосредственном постижении мыслей. С его легкой руки метод И. некогда был признан не только главным, но и единственным методом психологии. В основе этого убеждения лежали два обстоятельства: 1) фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться, репрезентироваться субъекту; 2) закрытость тех же процессов для внешнего наблюдателя. Тогда сознание людей сравнивалось с замкнутыми сферами, разделенными непреодолимой пропастью. И обоснование метода И. казалось ясным и строгим: предмет психологии — факты сознания; последние непосредственно открыты лишь индивиду, в сознании которого они происходят. Следовательно, изучать их можно только методом И. Но по мере расширения исследований обнаружились крупные пробелы и трудности. Зашатались и основы интроспективной психологии — элементы сознания: обнаруживались такие содержания сознания, которые никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их суммы (напр., мелодия, сохраняющаяся при изменении тональности, хотя в ней изменяется каждый звук). Кроме того, были обнаружены нечувственные, безобразные элементы сознания. Наконец, стали выявляться неосознаваемые причины некоторых явлений сознания (бессознательное). Итак, начала складываться ситуация кризиса. Так, возможность раздвоения сознания оказалась мнимой: наблюдение за ходом собственной деятельности мешает ей, а то и вовсе разрушает. Столь же разрушающе влияние рефлексии на протекание чувств. Показано, что одновременное выполнение двух различных деятельностей возможно либо путем быстрого перехода от одной деятельности к другой, либо когда одна из этих деятельностей относительно проста или, во всяком случае, отработана до автоматизма. Поскольку И. — тоже «вторая деятельность», то еб возможности крайне ограничены. И. полнокровного акта сознания возможна лишь при прерывании его. Возможность раздвоения сознания все же существует, но с ограничениями: оно вообще невозможно при полной отдаче какой-либо деятельности или переживанию, и в любом случае вносит искажающее влияние (принужденное поведение и пр., когда человек и делает нечто, и отслеживает, как это выглядит). Так что данные, получаемые И., слишком неопределенны, чтобы на них основываться. Возможность путем И. выявлять причинные связи в сфере сознания ограничивается примерами отдельных, произвольных действий среди множества необъяснимых фактов сознания. И вообще, если бы можно было непосредственно усматривать причины психических процессов, то психология была бы совсем не нужна. Делая отчет по памяти даже о только что пережитом опыте, человек неизбежно его искажает, ибо направляет внимание на определенные его стороны. Особенно сильно искажающее внимание наблюдателя, к-рый знает, что именно он ищет.

Так практика применения и углубленное обсуждение И. обнаружили ряд фундаментальных недостатков этого метода, столь существенных, что они поставили под сомнение метод в целом, а вместе с тем и предмет психологии, с к-рым тогда метод И. был неразрывно связан.

Рубрики

Партнеры: