Педагогика

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

не стимулированное извне продолжение мышления (Д.Б. Богоявленская, 2002). Применив терминологию системного подхода к исследованию психологических процессов и явлений, можно определить И.а. как интегральное свойство некоторой гипотетической системы, основными компонентами (или подсистемами) которой являются интеллектуальные (общие умственные способности) и неинтеллектуальные (прежде всего — мотивационные) факторы умственной деятельности. При этом И.а. не сводится ни к тем, ни к другим в отдельности. Умственные способности составляют как бы фундамент И.а., определяя широту и глубину познавательного интереса, но проявляются в ней не непосредственно, а лишь преломляясь через структуру личности.

В настоящее время наряду с исторически первым рабочим понятием «И.а.» в работах Д.Б. Богоявленской используются также понятия: «духовная активность», «ситуативно не стимулированная продуктивная деятельность», «продолжение мышления за пределами ситуативной заданности», «познавательная самодеятельность», которые понимаются автором как синонимы, но каждое из них несет свою «нагрузку», оттеняет одну из сторон изучаемого феномена.

Мерой И.а., ее наиболее интимной качественной характеристикой может служить интеллектуальная инициатива (см. Инициатива интеллектуальная). Последнюю следует понимать как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. При этом интеллектуальную инициативу не следует отождествлять с проявлением любой инициативы в интеллектуальной сфере. Ее следует отличать, во-первых, от инициативы выбора, предпочтения мыслительной работы др. видам работы, во-вторых, от стремления к перевыполнению задания, когда сверх заданного в эксперименте (в жизненных ситуациях также) испытуемый просит дать ему еще одну, две и т.д. задачи. Последнее может быть проявлением не интеллектуальной инициативы, а самоутверждения на фоне эмоционального подкрепления.

Д.Б. Богоявленская рассматривает И.а. в качестве единицы анализа творчества (Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002).

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте