Педагогика

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

концепция общественного развития, согласно которой информация становится основной движущей силой технологического, экономического и иного прогресса. Поэтому хорошо отлаженные механизмы сбора, обработки, распространения и использования информации составляют необходимую предпосылку эффективного функционирования всех элементов социального организма. Понятие «И.о.» фактически заменило в конце XX в. термин «постиндустриальное общество». Впервые словосочетание «И.о.» было употреблено американским экономистом Ф. Машлупом (1962). Ф. Машлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и др. социальных науках понятие «И.о. » быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций И.о. принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума. Основные принципы композиции грядущего общества, представленные в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1983), следующие: «основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция к- рого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетичес — кое производство и долевое использование»; в новом И.о. основным субъектом социальной активности станет «свободное сообщество», а политической системой будет являться «демократия участия»; основной целью в новом обществе будет реализация «ценности времени». Е. Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию XXI в., им самим названную «компьютопией», которая заключает в себе следующие параметры: 1) экономная реализация ценностей времени; 2) свобода решения и равенство возможностей; 3) расцвет различных свободных сообществ; 4) синтетическая взаимосвязь в обществе; 5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергети — ческой рациональности, которая и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества.

С точки зрения осмысления процессов, реально имеющих место в современном постиндустриальном обществе, значимыми представляются также работы Дж. Бенингера, Т. Стоуньера, Дж. Нисбета. Ученые предполагают, что наиболее вероятный результат развития социума в ближайшем будущем — это интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Развитие нового информационного порядка не означает немедленного исчезновения индустриального общества. Более того, возникает вероятность установления тотального контроля за банками информации, ее производством и распространением. Информация, став основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, концентрация которого в одном источнике потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного государства. Такую возможность не исключают даже те западные футурологи (Е. Масуда, О. Тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования социального порядка.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте