Педагогика

ИНДУКЦИЯ

в широком смысле слова — форма мышления, посредством которой мысль наводится на какой-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какой-либо класса.

Индуктивное умозаключение сложилось в процессе многовековой общественно-исторической, производственной практики людей. Исследуя явления природы и общества, наблюдая и изучая отдельные предметы, факты и события, люди приходили к общему правилу. От единичных суждений человек шел к общим суждениям, в которых выражалось знание общего правила, общей закономерности.

Познание окружающего мира и самого себя человек начинаете изучения единичных вещей, явлений, фактов. Идя от частных случаев, он приходит к общему правилу, от фактов — к обобщению. Никакое теоретическое мышление вообще не было бы возможно, если бы человек индуктивным путем не приходил к установлению тех или иных общих положений. Пока человек не изучил на практике различные металлы, он не знал общего правила, по которому можно определить пригодность того или иного металла, напр., дня выделки сверла или ножа. Пока человек не познакомился с отдельными жидкостями, он не мог знать такого общего правила, что «все жидкости упруги». Изучение любых областей внешнего мира человек начинает с исследования единичных предметов, а не с изучения общих положений, общих закономерностей. Это не означает, конечно, что из одних общих правил нельзя логически вывести др. общие правила. Это не означает также, что то или иное общее правило нельзя почерпнуть из книги или из беседы с др. человеком. Но при этом одно ясно, что новые общие правила, полученные логическим путем из старых общих правил, не могли бы возникнуть, если бы не было тех общих положений, которые легли в основу новых общих правил. А исходные общие положения получаются в процессе общественно-производственной практики людей.

В узком смысле слова термин «И.» имеет три следующих значения

1. Индуктивное умозаключение — такое умозаключение, в результате которого на основании знания об отдельных предметах данного класса получается общий вывод, содержащий какой-либо знание обо всех предметах класса. Приведем пример:

Натриевая селитра хорошо растворима в воде.

Калиевая селитра хорошо растворима в воде.

Аммиачная селитра хорошо растворима в воде.

Кальциевая селитра хорошо растворима в воде.

Никаких иных селитр больше неизвестно.

Все селитры хорошо растворимы в воде.

В индуктивном умозаключении возможен ход мысли не только от отдельных предметов к общему, но и от подклассов к общему, т.е. от частного к общему. Индуктивное умозаключение выступает в двух видах: полная И. и неполная И. Пример полной И. мы уже привели выше, а сейчас рассмотрим неполную И.:

Гелий имеет валентность, равную нулю.

Неон — тоже.

Аргон — тоже.

Но гелий, неон и аргон — инертные газы.

Все инертные газы имеют валентность, равную нулю.

Здесь общий вывод сделан обо всем классе инертных газов на основании знания о некоторых видах, т.е. части этого класса. Поэтому неполную И. иногда называют расширяющей И., т.к. она в своем заключении содержит большую информацию, чем та информация, которая содержалась в посылках. По этой причине неполная И. более ценна, чем полная И.

2.  Метод исследования, заключающийся в следующем: для того чтобы получить общее знание о какой-либо классе предметов, необходимо исследовать отдельные предметы этого класса, найти в них общие существенные признаки, которые и послужат основой для знания об общем, присущем данному классу предметов; индуктивный метод исследования заключается также и в следующем: исследователь переходит от знания менее общих положений к знанию более общих положений.

3.  Форма изложения материала в книге, лекции, докладе, беседе, когда от единичных и менее общих положений идут к общим заключениям, выводам, положениям.

И. должна использоваться в учебной деятельности в зависимости от возраста уч-ся, от уровня их подготовки. В младших классах дети имеют еще небольшой объем знаний о мире, поэтому сообщение об исторических фактах, о фактах из жизни природы и общества и т.п. полезно и способствует развитию индуктивного мышления, обогащает опыт ребенка. Без такой базы уч-ся трудно усваивать обобщающие положения. В старших классах к И. прибегают гораздо реже, в тех случаях, когда нужно показать общую закономерность для всех явлений ка — кой-то группы, но доказательства этого положения еще нельзя предложить уч-ся. Применение И. в обучении является одним из средств сделать обобщающий вывод очевидным, вытекающим из рассмотренных фактов и потому доказательным для уч-ся. Однако чрезмерное применение И. в процессе обучения может привести к дроблению учебного материала на частные факты, с одной стороны, и к отделению их от выводов из этих фактов — с другой. Поэтому индуктивный метод познания должен дополняться другими — дедукцией, с помощью которой знание общего положения применяется к изучению отдельных фактов и предметов, сравнением этих фактов и явлений, абстракцией и конкретизацией в процессе познания. И. должна всегда сочетаться с анализом, выделением в сходных фактах и явлениях того, что служит основанием общего вывода. Мало, напр., обобщить: все металлические вещи в воде тонут или, наоборот, все деревянные плавают, а надо выявить то, что является основанием этих фактов. Именно этим путем приходят к уточнению общих положений (не всегда металлическая вещь потонет — корабль, напр.) и к открытию законов.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: