ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

система устойчивых, индивидуально-своеобразных способов и приемов решения разнообразных педагогических задач. Основные признаки И.с.д.п. проявляются:

–  в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликае – мость, отзывчивость);

–  в характере реагирования на те или иные педагогические ситуации;

–  в выборе методов обучения;

–  в подборе средств воспитания;

–  в стиле педагогического общения;

–  в реагировании на действия и поступки детей;

–  в манере поведения;

–  в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

–  в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Говоря об И.с.д.п., обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы своего поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности и способности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и внедрения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних педагогов другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога очень трудно воспроизвести, а без нее результаты неизбежно оказываются иными. Выход в этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Иными словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, педагог должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т.е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.

Читайте далее:

Оставьте комментарий