Педагогика

ИМПЕРАТИВЫ УЧЕНОГО

свод требований, которые должен неукоснительно выполнять каждый подлинный ученый в процессе своей научной деятельности. Сразу следует оговориться, что нормы науки носят одновременно характер прямых предписаний и ориентаций.

Первый И.у. провозглашает высшим долгом ученого служение истине. Самоотчеты ученых полны свидетельств о первостепенности соблюдения этого требования. Так, А. Эйнштейн главным в науке считал поиск истины и гармонии: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира». Психологические исследования также подтверждают, что большинство ученых видят смысл жизни в деятельности по установлению объективной истины.

Второй И.у. — полезность твоей деятельности для общества. Сейчас это звучит особенно актуально, потому что научные результаты быстро внедряются в практику и дают ощутимый эффект, но еще больше это связано с тем, что применение научных достижений может приносить не только благо, но и зло, что порождает сложнейшую проблему ответственности ученых за свои открытия.

С этими И.у. связаны нормы науки и ориентация ученых. С первым И.у. связана одна из основных норм науки — универсализм, ориентирующий ученого на объективность знания, независимость его от личностных характеристик автора. Н. Сторер отмечает, что именно этот принцип делает науку международным сообществом, что связано со всеобщим характером научного знания.

Необходимостью борьбы за истину продиктована др. норма науки — «организованный скептицизм», ориентирующий ученого на критическое отношение к своим работам и исследованиям др. ученых ради утверждения истины. Эта норма связана с ответственностью ученого за научность, истинность его результатов.

Однако для достижения истины недостаточно сомнений и критики, ведь ученый в своем творчестве основывается на достижениях своих предшественников, и никакая истина не имеет смысла вне общества, ибо это противоречит всеобщей природе науки. Норма коммуналь — ности побуждает ученого делиться своими открытиями со всем научным сообществом, т.к. признание — основной механизм социального взаимодействия в науке и оно создает доступность информации в науке, стимулируя дальнейший поиск истины.

Еще одна норма науки ориентирует ученого на бескорыстное служение науке — незаинтересованность. Это означает отказ ученого от стремления извлекать выгоду из исследований.

Существуют и др. императивы научной деятельности. Они нередко противоречивы и известны как антиномии науки. Все они относятся гл.обр. к правилам поиска истины и связаны с особенностями научной деятельности. Так, нужно все подвергать сомнению во имя истины, но одновременно требуется повышенная восприимчивость к новому в науке. В научном исследовании необходима трезвость мысли и наряду с ней — риск, смелость (в связи с непредсказуемостью научного результата). Необходима железная логика, идущая рядом с алогичной фантазией. Нужно «вжиться» в дело, но при этом сохранять критическое отношение к своему товарищу и быть сторонним наблюдателем.

Следует как можно раньше сделать научные результаты достоянием мира науки, но исследователь должен быть предельно уверенным в своей правоте и уметь всесторонне доказать это, а также быть готовым, что его не сразу поймут. Нужна организация науки и управление ею и, наряду с ними, необходима свобода творчества. Это связано с функционированием науки в качестве социального ин-та, с необходимостью соотносить свои результаты с работами др. ученых, с этическими проблемами научного производства и общения (вопросы соавторства, умение спорить и признавать свои ошибки и т.д.).

Эти и многие др. И.у. составляют этическую систему науки. Они отражают, с одной стороны, всеобщую природу науки и ее особенности, требования к ученому, а с другой — природу самого ученого. Их реализация на практике зависит от положения науки и ученого в обществе, от характера самого общества.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте