Педагогика

ИГРУШКА

условное изображение реальных предметов; вещь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме; одно из важных средств воспитания и обучения. К И. предъявляются определенные педагогические, эстетические, гигиенические требования. Согласно педагогическим требованиям, И. должна развивать познавательные способности (и прежде всего воображение); помогать освоиться в привлекательном для детей мире взрослых и действовать в игре, подражая им; формировать у ребенка любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность; воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству. И. должна содействовать воспитанию чувства коллективизма, вызывать положительные эмоции и чувства у ребенка, забавлять его.

Будучи, как правило, предметом изобразительного и декоративно-прикладного искусства, И. в художественной форме несет ребенку образы внешнего мира. Поэтому основное эстетическое требование, предъявляемое к И., — с помощью художественного образа дать характеристику явления, близкую и понятную детскому воображению и восприятию. Этот образ должен вызывать радостные эмоции у ребенка. Развивая лучшие традиции мастеров народной И., — красочность, декоративность, реалистичность, условность, — художники должны создавать глубоко современные И., отражающие события и явления нашей жизни. «Условная» И. должна иметь сходство с предметом, к-рый она изображает, и даже самая похожая И. должна быть образом, а не копией предмета. Образ И. в значительной мере связан с материалом. Каждый материал требует своей формы, особой степени условности и обобщения. Эстетические требования предъявляются ко всем И. без исключения, т.к. форма, раскраска, отделка И. оказывают большое влияние на формирование художественного вкуса детей.

В гигиеническом отношении И. должны быть безопасны, удобны для санитарной обработки и т.д.

Среди И., способствующих умственному воспитанию детей, большое место занимает группа дидактических И., развивающих интеллектуальные способности, формирующих ряд ценных представлений, знаний, умений и навыков. Играя с ними, ребенок учится распознавать, различать, называть форму, величину, цвет (и оттенки) предметов, знакомится с количественными соотношениями, числом, цифрами, с пространственными понятиями, объединяет (синтезирует) детали в целый предмет, разбирает его на части (анализирует) и т.д. К таким И. относятся с большими оговорками и современные компьютерные средства, дидактические программы которых не выдерживают серьезной критики.

Рубрики

Партнеры: