Педагогика

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ

проявление несвойственных для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательности, отвлекаемости, импульсивности и чрезвычайной активности. Г. Вейс (1991) считает наиболее характерными следующие нарушения при Т.д.: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку. При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Распространенность Г.д. среди школьников составляет 3-5%, причем среди мальчиков она встречается в 4-9 раз чаще, чем среди девочек.

Современная концепция Г.д. была сформулирована на основе представлений о минимальных мозговых дисфункциях. Причины Г.д. остаются недостаточно выясненными. Наличие факторов органического поражения ЦНС (пре — и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой травмы) удается обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии Г.д. принадлежит генетическим факторам. По-видимому, как различные неблагоприятные внешние воздействия на развивающийся мозг, так и генетические механизмы могут обусловливать дисфункции нейроме — диаторных систем мозга.

В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что Г.д. может иметь внешнее сходство с целым рядом иных состояний: реакциями на псйхотравмирующие ситуации, неврозами, астеноневротическим синдромом при заболеваниях внутренних органов, психопатиями, гипомани — ей, задержками психического развития, аутизмом, шизофренией и др. Г.д. необходимо разграничивать также с нормальной, свойственной детскому возрасту повышенной двигательной активностью, а также с индивидуальными особенностями темперамента ребенка.

Рубрики

Партнеры: